|
|
N°135, 01 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Оборотни» в Эрмитаже
Главный российский музей объявил о пропаже ювелирной коллекции
В Санкт-Петербурге вчера зародился грандиозный «музейный» скандал, который в ближайшее время может получить шумное развитие. Утром в понедельник в ГУВД города поступило официальное заявление директора главного российского музея -- Государственного Эрмитажа -- Михаила Пиотровского о бесследной пропаже части экспонатов ювелирной коллекции. Согласно официальным данным, речь идет о 221 ювелирном изделии русских мастеров XVIII--XIX веков.
В основном это эмали общей стоимостью около 130 млн руб. Правда, пока об истинной оценке суммы ущерба и в музее, и в милиции вчера говорили очень осторожно. Толком не было ясно, откуда озвученная цифра взялась -- из экспертных оценок или была просто озвучена страховая стоимость пропавшего. Но в любом случае в первую очередь происшедшее ударит по репутации как самого Эрмитажа, так и вообще всего российского музейного сообщества. Разговоры о довольно условной сохранности культурного наследия в музеях ведутся давно и постоянно, но столь массовых и вопиющих прецедентов не было уже много лет. Это же ЧП скорее всего станет поводом для массовой ревизии экспозиций и запасников многих музеев, которая может принести новые «сюрпризы». Что касается самого Эрмитажа, что уже вчера глава Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия («Росохранкультура») Борис Боярсков распорядился о проведении в музее проверки состояния учета и сохранности коллекций.
Сразу же после поступления заявлений г-на Пиотровского в милицию в Эрмитаж выехала группа сотрудников антикварного отдела ГУВД города и двух прокуратур -- городской и прокуратуры Центрального района, которые работали там до позднего вечера. Как выяснилось, пропажа ювелирной коллекции из запасника Русского отдела музея обнаружилась в ходе плановой проверки, начавшейся еще в 2005 году. Во время этой проверки несколько раз обнаруживалась пропажа тех или иных предметов искусства, но затем их находили в других хранилищах. Поэтому когда неделю назад ревизоры недосчитались 221 экспоната, сотрудники музея сразу не придали этому значения. И только когда эти украшения не были обнаружены в других хранилищах, руководство музея решило обратиться в милицию.
Основная версия по пропаже ювелирных изделий возникла сразу, как только стало известно, что около месяца назад студенты одного из петербургских институтов помогали наводить порядок в двух запасниках Русского отдела музея. Следствие не исключает, что кто-то из практикантов может быть причастен к краже этой коллекции. Однако, по мнению оперативников, без помощи сотрудников музея тут не обошлось. К тому же и в самом Эрмитаже заявили, что во время текущей плановой внутренней проверки хранилища от сердечного приступа скончался один из хранителей коллекции.
«В деле много странностей, но, к сожалению, нет сомнения в том, что не обошлось без участия сотрудников музея. Это свидетельствует о серьезных моральных проблемах, о пренебрежении обязанностями и ответственностью, о глубоком несовершенстве системы хранения, построенной на презумпции невиновности музейщиков. К сожалению, явление «оборотней» существует и в нашей среде», -- говорится в заявлении, опубликованном вчера пресс-службой Эрмитажа. Однако позже сотрудники музея подчеркнули, что пока рано делать какие-либо выводы о том, что «пропажа части экспонатов связана со смертью хранителя коллекции».
«Скорее всего похищение данных экспонатов было осуществлено по заказу кого-то из владельцев частных коллекций, и не обязательно российских, -- отметили представители ГУВД. -- Сейчас введен план «Перехват», оповещены все милицейские подразделения, а также таможня. Все пассажирские грузы и машины будут досматриваться особенно тщательно». Вчера же прокуратура Центрального района Петербурга возбудила уголовное дело по ст. 158-3 УК РФ «кража, совершенная с незаконным проникновением в хранилище в особо крупном размере». Правда, почему ЧП квалифицировано именно так, осталось пока непонятно. Дело в том, что в УК РФ имеется специальная «музейная» статья -- 164 (хищение предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность).
Стоит отметить, что за последние несколько лет в Эрмитаже уже дважды обнаруживались пропажи. Так, 22 марта 2001 года из зала импрессионистов была похищена картина французского художника Жерома «Бассейн в гареме». Преступники вырезали ее из подрамника. А 6 июля 2005 года из временной экспозиции «Русский кабинет» зала русского искусства была украдена ваза конца XIX -- начала XX века. По приблизительным оценкам экспертов, стоимость вазы для фруктов работы польских мастеров, выполненной из стекла и посеребренного металла, оценивается в более 1,5 тыс. долл. Оба предмета не найдены до сих пор.
Екатерина КАРАЧЕВА