|
|
N°197, 25 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Под знаком незаконнорожденных
«Кафе «Донс Плам» выходит в московский прокат
В 1995 году Леонардо Ди Каприо, еще не звезда, но уже многообещающий двадцатилетний актер, загорелся идеей помочь своим менее именитым друзьям и ввязался вместе с ними в проект под названием «Кафе «Донс Плам», режиссером которого выступил 23-летний Р.Д. Робб (с тех пор ничем себя не проявивший). Когда фильм из первоначально задуманной короткометражки подрос до полнометражного кино, Ди Каприо и его друг и партнер по фильму Тоби Магуайер ребенка не признали. Бог знает, что их отпугнуло: то ли собственные импровизированные диалоги об анальной стимуляции с помощью чищеной морковки, то ли отчетливый привкус любительщины, свойственный картине, но выпуску фильма в прокат они воспротивились. Продюсеры подали на актеров в суд за нарушение контракта. Стороны достигли мирового соглашения: продюсеры пообещали не выпускать фильм в американский прокат, но зарубежные права оставили за собой. И тут проект «усыновил» Ларс фон Триер. Его фирма Zentropa Productions приобрела права на европейский прокат, подмонтировала рыхлый материал и устроила премьеру в феврале этого года на Берлинском кинофестивале. Утверждают, что Триера подкупил «догматический» стиль картины, снятой ручной камерой в импровизационном ключе. Это, конечно, глупости. Фильм с Ди Каприо -- это очень хороший бизнес, будь он снят хоть на камеру «Красногорск» членом клуба кинолюбителей.
Такова предыстория, а истории не будет. Как нет ее и в самом фильме, представляющем собой полуторачасовой треп инфантильных подростков в дайнере под названием «Донс Плам». Темы: секс, мастурбация, наркотики, летающие тарелки. В России, где по историческим меркам еще недавно стояли очереди в «Макдоналдс», дайнеры кажутся экзотикой, а для Америки нет ничего более родного и привычного, чем тесная забегаловка с сиденьями из липкого дерматина, сломанным музыкальным автоматом, скудным ассортиментом безалкогольных коктейлей и картошкой фри, которая непостижимым образом успевает остыть по пути из кухни в столовую. Пара точных деталей, пара сочных типажей, несколько смешных реплик.
Ди Каприо играет плохо, на штампах. Этакий ранимый подросток, у которого, как написано в одной аннотации, «под грубой коростой цинизма скрывается чуткое сердце». Чуткого сердца не видно -- виден не слишком умелый актер, который думает, что чем громче кричишь и чем сильнее хмуришь лоб, тем выразительнее получится. Его менее знаменитый, но более талантливый партнер Тоби Магуайер, успевший со времен «Донс Плама» сыграть в «Плезантвилле», «Правилах дома сидра» и «Вундеркиндах», выглядит получше. Выясняется, что уже в 19 лет он умел играть простодушие и не выглядеть при этом полным идиотом -- редкий актерский дар, который делает его наиболее вероятным претендентом на место великого Джеймса Стюарта в XXI веке.
Прокатчики рекламируют «Кафе «Донс Плам» как отвязную молодежную комедию с матом, сексом и драками. А что им еще остается? На самом деле никаких сверхъестественных откровений с экрана вы не услышите, а верхом неприличия станет целомудренный рассказ смущенной девушки о любовных утехах с плюшевым мишкой. И сегодня этот фильм, очевидно устаревший, не выдержавший испытания временем, но тем и симпатичный, доставит удовольствие не столько развеселым тинейджерам, сколько стареющей молодежи, которая любит проводить время в кафе «О. Г. И.»: надо же, не мы одни были такими глупыми, робкими, непутевыми лет пять--десять тому назад.
Алексей МЕДВЕДЕВ