|
|
N°135, 01 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Победа над таможней
Ford договорился с Минэкономразвития о льготах на ввоз автокомпонентов
Ford Motor Co, который первым из крупнейших зарубежных автоконцернов открыл завод в России, наконец договорился с Минэкономразвития о переводе своего предприятия во Всеволожске Ленинградской области в льготный режим промышленной сборки. Это позволит автопроизводителю перестать платить более 40% от стоимости Ford Focus за растаможку, как того требуют таможенники (из-за чего, по сути, в июне на неделю было остановлено производство на заводе). Любопытно, что конфликт между министерством и таможней произошел почти сразу же после того, как Федеральную таможенную службу вывели из подчинения МЭРТ. В Минэкономразвития вчера подтвердили, что соглашение с Ford подписано, однако от подробных комментариев отказались. Как известно, ведомство Германа Грефа в последнее время торопилось заключать подобные соглашения со всеми работающими или планирующими работать в России автопроизводителями, но после того, как перспектива присоединения к ВТО стала туманной, спешка потеряла свою актуальность.
В марте 2005 года правительство России утвердило постановление о промсборке на территории РФ, которое предоставляет значительные таможенные льготы на ввоз автокомпонентов для предприятий, выпускающих не менее 25 тыс. машин и локализующих в нашей стране не менее 30% производства, включая сварку, окраску и сборку кузова, монтаж оборудования и испытание готовых машин. Именно локализация стала причиной того, что Ford в июне лишился статуса свободного таможенного склада, в рамках которого завод с начала работы в 2002 году беспошлинно импортировал комплектующие. По условиям подписанного в 2001 году соглашения между компанией и МЭРТ завод должен был в 2006 году довести долю закупок на российском рынке до 40%. Представители Федеральной таможенной службы утверждают, что в мае Ford сам проинформировал об этом таможню, указал, что локализация до этого уровня не доведена, и прекратил оформление автомобилей, поставки дилерам, затем в июне даже ненадолго останавливал конвейер. Правда, представители самого автопроизводителя с версией таможенников категорически не согласны и утверждают, что еще в мае уровень локализации Ford Focus превышал 40%. «С конца мая таможня начала предъявлять новые требования по таможенному оформлению готовой продукции, значительно отличающиеся от тех, которые применялись на протяжении последних четырех лет работы завода в режиме свободного таможенного склада», -- объяснял Ford в июне. Как бы то ни было, с середины июня завод, по данным таможни, начал платить за растаможку одного автомобиля 140 тыс. руб. при начальной цене Ford Focus 11 720 долларов.
В июле конвейер завода был остановлен на ежегодные летние каникулы, а после возобновления работы 14 августа компании больше не нужно искать благосклонности таможенников -- теперь она вновь сможет пользоваться льготами, но уже на правах промсборки. «Автомобили, произведенные в дальнейшем на заводе компании, таможенное оформление проходить не будут. В отличие от работы в режиме свободного таможенного склада, при переходе на режим промышленной сборки компания будет платить таможенные пошлины на часть ввозимых компонентов», -- сообщила вчера компания, не уточнив, однако, точных уровней пошлин. Вчера же вице-президент по работе с правительственными организациями компании «Форд-Европа» Вольфганг Шнайдер сообщил журналистам: «Мы выполнили обязательства по локализации производства». Но Ford всегда включал в уровень локализации все закупки, делаемые на местном рынке, включая зарплаты рабочих и стоимость электроэнергии. Это вполне соответствует условиям свободного таможенного склада, но правилам промсборки такая арифметика не соответствует. Поэтому неизвестно, соответствуют ли ныне декларируемые компанией «более 40% от себестоимости автомобиля» 30-процентной локализации, которую будут требовать от промышленного сборщика. Впрочем, в Минэкономразвития вчера заявили «Времени новостей», что в соглашении с Ford содержится стандартное требование по доведению уровня локализации до 30% к 54-му месяцу: «Компания обязуется сокращать ввоз автокомпонентов, -- говорится в тексте соглашения. -- Срок -- не позднее начала 54-го месяца после организации сварки, окраски и сборки кузова. Изменения, связанные с сокращением ввоза автокомпонентов в стоимостном исчислении, -- не менее чем на 30% от их общей стоимости».
Представители Ford говорят, что никаких проблем с локализацией в России у них не предвидится, а перейти на новые условия работы в России компанию заставила излишняя сложность и забюрократизированность документооборота с таможней. «Компания Ford продолжит активную работу с российскими поставщиками комплектующих, -- говорится в сообщении автопроизводителя. -- Подписание соглашения... вызвано весьма сложным администрированием различных операций на свободном складе, что требовало полного контроля всех ввозимым и вывозимых материалов, ежегодного получения разрешения правительства на выпуск определенного количества автомобилей и исключало организацию какой-либо производственной кооперации на территории завода». Теперь Ford собирается не только увеличить производство -- с планируемых в 2006 году 65 тыс. автомобилей до 73 тыс. в 2007 году (вице-президент по производству «Форд-Европы» Джим Тетро вчера сообщил, что в августе завод во Всеволожске будет расширен под мощность более чем 70 тыс. машин в год), -- но и расширить модельный ряд. Г-н Шнайдер заявил вчера, что компания и МЭРТ подписали «секретный протокол», предусматривающий выпуск во Всеволожске других моделей, но не назвал их «из соображений конкурентной борьбы».
Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург, Вера СИТНИНА