|
|
N°135, 01 августа 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Солдаты отделены от нас стенами и колючей проволокой"
Военные судьи опасаются, что не смогут защитить "человека в погонах"
«Человек в погонах» вскоре может лишиться своей единственной защиты -- военных судов. Об этом заявил вчера председатель Московского окружного военного суда (МОВС) Александр Безнасюк. Уже с января будущего года планируется начать реформирование военной юстиции, которое сводится к тому, чтобы снять погоны с судей-офицеров и назначать их по тем же правилам, что и судей гражданских. При этом военная юстиция печется совсем не о том, чтобы сохранить привилегии, положенные военнослужащим. Судей в погонах беспокоит, что их гражданские коллеги, далекие от проблем армии и плохо разбирающиеся в состоянии вооруженных сил, не смогут должным образом поддерживать правопорядок.
О нынешнем положении военной юстиции, о своих достижениях и переживаниях председатель МОВС Александр Безнасюк поделился вчера с журналистами на брифинге, подводя итоги первой половины 2006 года. Итоги оказались неутешительными. «К сожалению, состояние преступности в вооруженных силах оставляет желать лучшего. Преступность растет, и растет просто катастрофически, -- посетовал г-н Безнасюк. -- Существенно возрос процент осужденных среди начальствующего состава. Каждый третий осужденный нашим судом -- это либо офицер, либо прапорщик, либо сержант». Так, по данным военного суда, за последние полгода и только в Московском военном округе (МВО) было осуждено 235 офицеров, и это больше, чем за весь прошлый год (в 2005 году их было 214). «А ведь всеми судами Советского Союза, к примеру, в 1990 году было осуждено лишь 467 офицеров. Получается, что теперь военные училища работают вхолостую и порядок в армии обеспечить не в состоянии», -- считает г-н Безнасюк.
При этом на первом месте среди преступлений, совершаемых офицерами, -- превышение должностных полномочий (по этой статье УК осуждено 77 человек), на втором -- хищение имущества (57 осужденных), на третьем -- уклонение от воинской службы (осужден 41 человек). За получение взятки было осуждено всего восемь офицеров, но и это, как выяснилось, немало -- как правило, столько обвинительных приговоров в МВО выносилось раньше за год. «Один Савеловский военкомат преподнес нам целый букет дел», -- рассказал председатель МОВС. В июне этого года савеловский военком был демонстративно осужден на три года -- на оглашение приговора были приглашены начальники всех московских военкоматов, дабы смотрели и на ус мотали. А полторы недели назад Московский гарнизонный военный суд осудил на два года майора Павла Мирошниченко, начальника 3-го отдела того же Савеловского военкомата. «Причина, видимо, одна -- корысть и жажда легкой жизни», -- сказал г-н Безнасюк.
Столь печальное положение дел в вооруженных силах председатель МОВС связывает с состоянием всего российского общества. «Престиж службы в армии существенно упал. Ни одна из жилищных программ по обеспечению военных квартирами, несмотря на бесконечные обещания, так и не была до конца выполнена. Почти полмиллиона военных как были бездомными, так и остались, только в Москве таких 15 тыс., -- пожаловался г-н Безнасюк. -- Раз нет квартиры, нет и детского садика, нет школы. А средняя заработная плата всего 6--8 тыс. руб. И если раньше нашим бичом были лишь прапорщики, то теперь все чаще преступления совершают офицеры. Они уже бегать начали, что само по себе дело невиданное».
Как рассказал вчера председатель МОВС, все так же, как и раньше, остро стоит проблема с доступом к правосудию рядовых солдат. «Из 6 тыс. обратившихся к нам с обжалованием действий начальства военных лишь сотня -- рядовые, -- сказал он. -- Это ненормальная ситуация. Солдаты по-прежнему отделены от нас толстыми стенами и колючей проволокой, пробиться через которые практически невозможно. Хотя бы установили, как обещали, бесплатные телефоны в военных частях, чтобы солдат смог маме позвонить или в прокуратуру».
Но даже и этой жалкой сотни солдат, сумевшей пробиться к правосудию, вскоре может не быть. И причиной тому, как полагают в военных судах, готовящаяся реформа военной юстиции. «То, что мы часто выносим решения не в пользу силовиков, а в защиту человека в погонах, не может не вызывать неудовольствия в определенных кругах», -- сказал г-н Безнасюк.
По всей видимости, речь здесь идет о противостоянии военной юстиции и Минобороны. Именно по инициативе ведомства г-на Иванова на рассмотрение Госдумы уже внесены законопроекты, согласно которым уже с 1 января будущего года военных погон лишится Военная коллегия Верховного суда и сотрудники управления по обеспечению деятельности военных судов судебного департамента. Вслед за ними, согласно этим проектам, к 2011 году гражданскими станут все гарнизонные и окружные военные суды. При этом судьи-офицеры лишатся не только погон, но и всех полагающихся военным привилегий -- например, выплаты за звание, выслугу лет.
Как рассказал председатель МОВС, военные суды существуют в России уже 300 лет, и их создание и успешное функционирование на протяжении всего этого времени было предопределено спецификой армейского уклада -- только офицер может лучше всего судить о том, что соответствует уставу. «На действия военных судей со стороны граждан, даже осужденных, не поступает практически ни одной жалобы. Можете спросить об этом любого человека, который прошел через военный суд, и каждый вам ответит, что это так, -- с гордостью отозвался о своем ведомстве г-н Безнасюк. -- При этом среди наших судей практически нет ни одного бывшего милиционера, адвоката или прокурора, мы таких людей к себе не берем, считаем их людьми деформированными». В случае если судьи будут лишены погон, полагают в МОВС, их можно будет с легкостью отправить в отставку и назначить других, далеких от армии и ее проблем. В настоящее время военные суды удовлетворяют порядка 80% жалоб на распоряжения и приказы Минобороны. В частности, министерству так и не удалось реализовать одно из своих последних «новшеств» -- приказ о допуске сотрудников военной прокуратуры на территорию военных частей только с разрешения командования так и не был издан. Правда, вместо этого появились соответствующие методические рекомендации. Поговаривают, что вслед за судьями военных погон могут лишиться и прокуроры, и тогда, чтобы получить доступ в военную часть, им все же придется испрашивать для этого разрешение командования.
Екатерина БУТОРИНА