Время новостей
     N°132, 25 сентября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.09.2000
Последний континент кладов
В дальнем углу тускло сияла груда золотых монет и штабеля слитков. Это были сокровища Флинта... Скольких человеческих жизней, скольких страданий и крови стоило собрать эти богатства! Сколько было потоплено славных судов, сколько замучено храбрых людей, которых заставляли с завязанными глазами идти по доске, перекинутой через борт! Какая пальба из орудий, сколько лжи и жестокости!

Роберт Луис Стивенсон. «Остров сокровищ»

Южная Америка, наверное, последний континент, где тысячи энтузиастов со всего мира до сих пор ищут клады. Морские глубины хранят несметные сокровища индейцев, так и не доставшиеся ни испанским колонизаторам, ни пиратам. Из десяти тысяч судов, затонувших в мире за последние 300 лет, львиная доля покоится в водах Карибского моря и Мексиканского залива. Есть что поискать и на суше -- на карибских островках, где потрепанные в боях морские разбойники залечивали раны и прятали награбленные богатства до лучших времен: в пещерах, в гротах, в яме к северу от острова Скелета у холма Подзорной Трубы... Остается лишь раздобыть карту и отправиться в путь.

После открытия Колумбом Вест-Индии 13 июня 1492 года и по мере продвижения конкисты вглубь Центральной и Южной Америки испанцы приступили к планомерной экспроприации богатств, накопленных великими цивилизациями Западного полушария -- ацтеками и их предшественниками майя (нынешняя Мексика), а также инками (Перу). Размеры богатств поражают воображение.

Пропавшее наследие верховного инки

В 1532 году в руки конкистадоров под командованием Франсиско Писарро попал верховный инка Атауальпа, вскоре согласившийся заплатить "70 тысяч нош золота", в их число входила золотая цепь-"анаконда", которую могли поднять и нести не менее 200 (!) человек. Со всех концов империи "ноши" медленно приближались к испанцам, которые в радостном предвкушении не нашли ничего лучшего, как убить правителя инков. После этого все золото (простейший подсчет подсказывает, что речь могла идти о 1,5 тыс. тонн) как сквозь землю провалилось. По слухам, только в священном городе-оракуле Пачакамак жрецы спрятали от Писарро 25 тонн храмового золота, которое и поныне лежит где-то рядом с тропами, протоптанными местными жителями и туристами всего мира.

В течение двух веков (начиная с 1550 года) испанские эскадры регулярно возили колониальную добычу в метрополию. Ежегодно "серебряный флот" шел в Веракрус (Мексика), а "золотой флот" обходил порты нынешних Колумбии и Венесуэлы. Потом они собирались в Гаване и в условленный день брали курс на родину. Как правило, этот день был заранее известен пиратам. Они облюбовали в качестве базы остров Пинос (ныне кубинский Хувентуд). Каперы и флибустьеры (Фрэнсис Дрейк, Генри Морган, Томас Баскервиль, Франсуа Леклерк -- какие имена!) ухитрились отнять у испанцев даже то, что Кортес и Писарро отобрали у последних властителей ацтекского и инкского государств.

Корабли гибли не только в боях, но и в штормах. Первый "золотой" галеон затонул в бурю на глазах Колумба в 1502 году. До 10% драгоценного груза, который ждали в Мадриде, шли на дно либо доставались "джентльменам удачи". По большей части драгметаллы и другие богатства оставались в районах их незаконного промысла, поскольку уже тогда "отмывание" добычи на родине было делом непростым. Таким образом, все карибские острова и воды, особенно омывающие берега Кубы, Гаити и Доминиканской республики, буквально кишат кладами. Исследователи выявили "золотой треугольник", вершинами которого служат американский город Джэксонвилл на восточном побережье Флориды, мыс Кабо Фрио на восточной оконечности Южной Америки и тихоокеанский остров Кокос к западу от Панамы. Кокос стал могилой для сотен несчастных, лелеявших надежду найти "клад Лимы": золото и серебро в слитках, драгоценные камни, жемчуг, оружие, церковную утварь и, наконец, почти двухметровую золотую статую Богородицы. Все эти неисчислимые богатства, свезенные в 1820 году испанцами из Лимы в порт Кальяо в связи с приближением освободительной армии генерала Хосе Сан-Мартина, в конечном итоге якобы оказались на острове.

Кладоискательство как профессия

В 1815 году повстанцы Симона Боливара взорвали набитый испанскими трофеями линкор "Сан-Педро де Алькантра". Первый подоспевший американский капитан с помощью нехитрых приспособлений извлек с линкора добра на 30 тысяч долларов -- немалую по тем временам сумму. Все содержимое трюмов "Алькантры" оценивалось в 5 млн долларов. Вот тогда-то в США и возникла компания Providence ("провидение", изобретшее земснаряд), за ней American Submarine Co, Treasure Hunters Inc. и другие, которые начали конструировать и производить технику подводного кладоискательства. В ХХ веке известный английский автогонщик Малколм Кэмпбелл, француз русского происхождения князь Александр Корганов, знаменитый океанограф Жак Ив Кусто уже добирались к сокровищам с помощью подводных роботов-манипуляторов, телекамер, газорезок, радиолокационных и магнитометрических приборов, специального бурового оборудования и многих других разностей. Правда, без особого успеха.

Его добивались те, кто занялся кладами профессионально и вложил в него немалые суммы (один день поисковых работ обходится примерно в 5 тысяч долларов). Одним из них был отставной водолаз ВМС США Гарри Ризберг, умевший эффективно работать на глубинах, превышающих 500 метров. В 1977 году другой американец Берт Уэббер поднял из затонувшего в 1641 году галеона "Консепсьон" богатства на 14 млн долларов. Славу короля подводных кладоискателей, несомненно, снискал их соотечественник Мэл Фишер ("рыболов"), основавший в начале 60-х фирму Treasure Salvors. За 20 лет напряженной и опасной работы энтузиасты столкнулись с множеством испытаний, непониманием налоговых органов, кознями конкурентов и даже диверсиями, в результате которых погибли жена, сын и близкие друзья "короля-рыболова". Тем не менее именно Фишер поставил рекорд среди поисковиков-американцев в Латинской Америке: стоимость "выловленных" им сокровищ составляет свыше полумиллиарда долларов. Абсолютный же рекорд принадлежит аргентинскому океанографу Рубену Кольядо, который в 1989 году извлек из галеона "Эль Пресьядо", потопленного пиратами в 1792 году в заливе Ла-Плата, 47 тонн золота, почти полтораста тонн серебра и другие "побрякушки", оцененные в 3 млрд долларов.

Раздел продукции по-латиноамерикански

Сегодня поиском сокровищ занимаются уже не одиночки, а целые государства. Правительство Кубы подписало в 1998 году соглашения с канадской, южноафриканской и итальянской компаниями о поисках и извлечении с морского дна грузов общей стоимостью 200 миллионов долларов. Есть надежда обнаружить и легендарный флагманский корабль Эрнана Кортеса. Минимальные затраты только на итальянскую экспедицию приближаются к 3,5 млн долларов, предстоит обследовать пять участков моря по 4 тыс. кв. км каждый.

В том же году соглашение с частными компаниями США и Канады о поднятии сокровищ и их дележе в равных пропорциях (половина и право первого выбора из найденных предметов -- государству, половина -- кладоискателям) подписало правительство Венесуэлы.

В водах островов Лас-Авес у побережья страны уже более 300 лет покоятся пиратские корабли, напоровшиеся на рифы во время ужасного урагана в 1678 году. Предполагается, что здесь погибла эскадра французских военных судов и английских пиратов (27 кораблей), объединившихся для грабежа испанских и голландских колоний на побережье. Это кладбище затонувших кораблей уникально тем, что глубина не превышает трех метров и воды отличаются необычайной прозрачностью.

В 1997 году экспедиция компании Subamerican Discoveries во главе с аргентинцем Херманом Моро обнаружила у побережья Эквадора (местечко Чандуи, провинция Гуайас) испанский корабль La Capitana, затонувший в 1654 году с грузом серебра и золота, оцениваемым сегодня в 10 млн долларов. В 1998 году была поровну поделена первая часть извлеченных сокровищ: эквадорские министерства финансов, обороны и образования передали Моро 5500 серебряных монет, золотые кресты и украшения с изумрудами, слитки серебра... Так что кладоискателям рано успокаиваться.

Алексей СЛОБОДИН, Андрей ЗЛОБИН