|
|
N°134, 31 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гептиловый туман
Виновниками катастрофы «Днепра» могут оказаться украинские смежники
«Роскосмос» объявил, что итоги расследования причин катастрофы российско-украинской ракеты-носителя «Днепр», упавшей в ночь на 28 июля в Южном Казахстане, станут известны лишь через месяц -- к 28 августа. Все это время комиссия под руководством академика Николая Анфимова будет разбираться, что именно привело к отказу одной из самых надежных отечественных баллистических ракет, которая два десятка лет находилась на боевом дежурстве. Пока же инженеры изучают ядовитую воронку диаметром 50 метров, оставшуюся на месте падения головной части «Днепра».
По официальной информации российского космического ведомства, «на заключительной части работы первой ступени ракеты-носителя начались нештатные отклонения вектора тяги с соответствующим изменением ориентации ракеты в полете». Другими словами, «Днепр» начал рыскать, и в конце концов двигатели отключились. Так и не набрав толком высоту, ракета с 18 спутниками на борту начала снижаться и вонзилась в землю в 150 км от Байконура. К счастью, "Днепр" разбился в пустынном безлюдном районе, никому не нанеся никакого вреда.
Но беспокойство вызывало не столько падение ракеты, сколько топливо, которое оставалось во второй и третьей неотработавших ступенях. «Днепры», переделываемые для космических запусков из баллистических ракет РС-20 «Воевода» («Сатана»), взлетают на гептиле и азотном тетроксиде. Оба соединения предельно ядовиты, особенно гептил, а в ракете на момент отключения двигателей оставалось не менее 38 тонн топлива. И вся эта отрава неизбежно должна была оказаться в месте падения, поскольку ракета в атмосфере не разрушилась. МЧС Казахстана со ссылкой на экологов, обследовавших воронку, уже заявило, что предельно допустимая концентрация гептила превышена там в тысячу раз.
Были проверены и ближайшие села Жанакала и Куандария, расположенные в нескольких десятках километров от воронки, но там жалоб на ухудшение здоровья не обнаружено. На всякий случай с казахско-узбекской границы эвакуировали ближайшую к месту падения погранзаставу. Пресс-секретарь «Роскосмоса» Игорь Панарин уточнил, что ПДК ядовитых веществ зашкаливали лишь в радиусе километра от воронки (по-видимому, большая часть ядовитого топлива сгорела сразу после падения, а не рассеялась в воздухе).
Теперь обломки «Днепра» будут отправлены для анализа на предприятия-изготовители. Все они сейчас располагаются за границей: РС-20 делал украинский блок советской оборонки -- в частности, знаменитые КБ «Южное» и НПО «Южмаш». Переделку системы управления «Воеводы» для космических полетов осуществляли тоже украинцы -- харьковское НПО «Хартрон». Создается впечатление, что в «Роскосмосе» сейчас почти уверены: подвели именно смежники. По крайней мере в пресс-релизе агентства была помянута авария другой конверсионной ракеты-носителя, случившаяся в прошлом году: тогда из-за ошибок в полетном задании, разработанном «Хартроном», не смог взлететь «Рокот» (бывшая SS-19 «Стилет») со спутником "Криосат".
Кстати, в отличие от «Днепра» «Рокот» на прошлой неделе "выступил" успешно: 28 июля эта ракета, стартовав с космодрома Плесецк, вывела на орбиту южнокорейский спутник KompSat-2 весом около 800 кг. Этот аппарат уже начал работу, и управление им передано корейским заказчикам.
Владимир ДЗАГУТО