Время новостей
     N°197, 25 октября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.10.2001
Назад, к Макаренко
Концепция обновления образования туманна и противоречива
Визитной карточкой Министерства образования становится неуспеваемость. Спустя четыре недели после назначенного срока ведомство представило в правительство концепцию модернизации отечественного образования. Документ занимает 25 страниц. Он смахивает на трудночитаемый научный трактат, испещренный словами, заимствованными из иностранных языков. Содержание документа противоречиво и порой по-детски откровенно, когда речь заходит о деньгах и льготах.

Цели, предлагаемые министром образования Владимиром Филипповым в качестве основы модернизации, многообразны: «достижение современного качества образования», «формирование российского самосознания и самоидентификации», «поддержание престижа России» и т.п. Есть и критика: мол, «государство ушло из образования, которое вынужденно было заниматься самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от потребностей страны».

Чтобы больше не абстрагироваться, г-н Филиппов просит правительство увеличить ассигнования на образование из бюджета с 3 до 4% ВВП, а из внебюджетных фондов -- с 1,5 до 2,2% ВВП. В докладе объясняется, что «привлечение инвесторов в сферу образования бесполезно без налоговых льгот и преференций». Далее следует список мер и льгот, необходимых для того, чтобы образование зажило лучше и сытнее. Итак, Минобразования хочет создания отраслевой пенсионной системы, отраслевой системы ипотеки, выделения субсидий для работы в Интернете и прочей компьютеризации, льгот на приобретение жилья сотрудниками отрасли, льготных путевок на отдых и льготного проезда для нездоровых сотрудников и проч.

Вместе с перечнем своих насущных потребностей в докладе Минобразования есть и саморазоблачительный тезис: «Интересы общества и государства далеко не всегда совпадают с отраслевыми». И, судя по всему, интересы не совпадают в главном -- в представлениях о том, как, собственно, должна осуществляться «модернизация образования». В отличие от г-на Филиппова, предлагающего возрождение специфических учебных заведений по лекалу г-на Макаренко, подобные подходы вряд ли обрадуют общество.

Вера КУЗНЕЦОВА