|
|
N°133, 28 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Приговор Германии
Местный суд признал страну виновной в катастрофе самолета "Башкирских авиалиний"
Вчера земельный суд Баден-Вюрттемберга в городе Констанце по иску авиакомпании "Башкирские авиалинии" принял решение против Германии. Речь идет о судебном разбирательстве по делу о столкновении 1 июля 2002 года в воздушном пространстве над Германией башкирского самолета и грузового лайнера компании курьерской почты DHL. В результате погиб 71 человек, главным образом дети, летевшие из Уфы на отдых в Испанию.
Германские эксперты, расследовавшие обстоятельства катастрофы, пришли к заключению, что весь груз вины ложится на швейцарскую службу безопасности полетов Skyguide. Именно ошибки в действиях ее сотрудников привели к трагедии. С этим выводом в полной мере согласился и суд в Констанце. Однако председательствующий судья Вильгельм Мюллер пошел в своих рассуждениях дальше. Швейцарская компания, рассудил он, принимала участие в обеспечении безопасности полетов над югом Германии по поручению федерального правительства страны. Поэтому, с точки зрения юридической логики судьи, Германия должна нести совместную ответственность за ущерб, который был нанесен над ее территорией. При этом Германия не имеет права переложить на швейцарскую службу Skyguide требования о компенсации ущерба -- ведь в данном случае не было юридической передачи государственных полномочий.
Исходя из вчерашнего решения суда, пока невозможно определить, какую сумму компенсации придется выплатить Германии родственникам и близким погибших, а также "Башкирским авиалиниям", которые добиваются возмещения за погибший Ту-154. Сам судья Мюллер выразил убежденность в том, что против этого решения будет подана кассационная жалоба в вышестоящую инстанцию. Эксперты полагают, что федеральные власти, если потребуется, будут готовы добиваться отмены решения суда в Констанце вплоть до Федеральной судебной палаты.
Суд в Констанце вынес также частное определение относительно того, что федеральное правительство Германии в данном случае допустило нарушение конституции ФРГ. В конституции прописано, что управление воздушными полетами является "суверенной задачей", которую "нельзя делегировать". Поэтому ФРГ "в полной мере" должна нести ответственность за все неполадки и нарушения, возникшие в Skyguide. Против такой трактовки основного закона до этого выступали адвокаты ФРГ. Они утверждали, что Skyguide должен сам нести самостоятельную ответственность, т.к. все действия в данном случае совершались на основе договоренностей между германской службой обеспечения полетов в Карлсруэ и Skyguide. Для судей подобные устные договоренности оказались недостаточным аргументом.
Также неубедительным посчитали судьи в Констанце и заявление государственных инстанций Германии, что башкирские пилоты якобы допустили ошибку. Суд определил, что пилоты находились в "трудной ситуации" и поэтому вины не несут.
Юрий ШПАКОВ, Берлин