|
|
N°197, 25 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нет уж, лучше вы к нам
Центр и чеченские сепаратисты готовы обсудить в Москве возможность диалога
В ближайшие дни полпред президента в Южном округе Виктор Казанцев встретится с чеченским полевым командиром Ахмедом Закаевым. По словам полпреда, ему «вчера утром позвонил Закаев и попросил о встрече в Москве для обсуждения вопросов, о которых говорил недавно президент Владимир Путин». Речь, по мнению г-на Казанцева, пойдет «о порядке разоружения незаконных вооруженных формирований и их включения в мирную жизнь». Правда, спецпредставитель Аслана Масхадова Майрбек Вачагаев в эфире радиостанции «Эхо Москвы» сказал, что «говорилось лишь о форме начала нового диалога между Москвой и Грозным, и не более». Встреча г-на Казанцева с бывшим министром культуры Ичкерии, уполномоченным Асланом Масхадовым вести переговоры с центром, -- дело решенное, и состоится она в Москве в течение десяти дней.
Однако свободолюбивое замечание г-на Вачагаева не осталось без внимания Кремля. «Лучше, чтобы представители Масхадова еще до начала встречи исходили из понимания жестких политических реалий, -- прокомментировал агентству ИТАР-ТАСС его слова помощник президента Сергей Ястржембский. -- Одна из этих реалий: не следует рассматривать встречу с Закаевым как начало нового диалога между Москвой и Грозным. Власть в Грозном не принадлежит тем, кто скрывается в лесах и горах».
Жесткая позиция федерального центра между тем может привести к тому, что переговоры не сложатся как процесс, а сведутся к ряду сепаратных встреч с теми или иными полевыми командирами. К тому же, требуя от Аслана Масхадова капитуляции, Москва пока еще даже не намекнула, какие гарантии безопасности может дать ему и его окружению. Масхадов для значительной части чеченцев по-прежнему является символом свободной Ичкерии, и для того чтобы он мог сложить оружие, не опозорив себя в их глазах, нужны очень веские причины.
Зачастую по разным сторонам баррикады оказывались члены одной семьи. В Чечне все еще сильны родовые связи, и потому, как они говорят, «предать, продать, оставить в беде родных» для них немыслимо.
Кроме того, чеченцев практически невозможно заставить что-либо сделать, но их можно уговорить или на худой конец «купить». Потому многие чеченские политики настаивают, что преодолеть раскол чеченского общества можно лишь через диалог с народом, в том числе и с боевиками.
Сегодня главное, уверен руководитель координационного совета чеченских культурных обществ и организаций Джабраил Гакаев, прекратить войну, консолидировать чеченское общество, «начать переговорный процесс с той частью общества, что еще что-то там защищает с оружием в руках». Как начало такого процесса воспринял известие о встрече гг. Казанцева и Закаева депутат Госдумы от Чечни Асламбек Аслаханов. Они, по его словам, уже имели контакты во время 72-часового ультиматума и, видимо, тогда договорились о начале переговоров. Г-н Аслаханов считает, что надо бы привлечь к переговорам региональных лидеров, например, Юрия Лужкова или Минтимера Шаймиева. Но в любом случае, по его мнению, в переговорах не должны участвовать представители объединенной группировки вооруженных сил и чеченской администрации.
Насколько это возможно и насколько вообще федеральный центр готов к диалогу с сепаратистами, станет ясно в ближайшие дни.
Наталья ГОРОДЕЦКАЯ