|
|
N°132, 27 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дорожная карта
Правительственная комиссия одобрила первые четыре проекта для государственного инвестфонда
Первые четыре проекта, претендующие на получение финансирования из инвестиционного фонда, успешно миновали очередной рубеж. Вчера состоялось первое заседание правительственной инвестиционной комиссии, на котором все проекты получили положительное заключение. Теперь им осталось получить решающее одобрение на заседании правительства. А затем будет подписано само инвестиционное соглашение.
Презентация проектов проходила в открытом режиме, но на время обсуждения журналистов попросили выйти из зала, чтобы не смущать участников. Впрочем, судя по тому, что обсуждение не затянулось, ничего неприятного им выслушивать не пришлось.
Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Четыре рассмотренных проекта стали фаворитами задолго до того, как инвестиционный конкурс был объявлен. На шаг ближе к финишу оказались два инфраструктурных проекта -- строительство Западного скоростного диаметра и скоростной трассы Москва -- Санкт-Петербург, а также два проекта, направленных на развитие отдельных регионов, -- комплексное развитие Нижнего Приангарья и создание нефтехимического комплекса в Нижнекамске. Совокупный объем инвестиций по всем четырем проектам составит 481,8 млрд рублей.
Нефтехимический комплекс в Нижнекамске должен не только помочь в развитии региона и диверсификации, но и решить поставленную президентом задачу повысить качество российской нефти. «Если мы сумеем реализовать подобный проект в Башкортостане, то сможем к 2012--2013 году уйти от этого не вполне удовлетворяющего нас дисконта в цене российской нефти (нефть марки Urals стоит на 5--6 долл. за баррель дешевле, чем нефть марки Brent)», -- объяснил по итогам заседания глава комиссии министр экономического развития Герман Греф. Стоимость проекта составляет 130,3 млрд руб., из которых 16,5 млрд планируется вложить за счет средств инвестфонда. Остальные траты возьмет на себя компания «Татнефть».
Проект комплексного развития Нижнего Приангарья -- самый разноплановый и самый дорогой из представленных вчера. Его общая стоимость составляет 213 млрд руб., 34 млрд планируется потратить из инвестфонда. По этому проекту на Ангаре должна быть достроена Богучанская ГЭС, а рядом с ней алюминиевый завод и целлюлозно-бумажный комбинат. Участники проекта -- администрация Красноярского края, компания «Базэл», «Гидро-ОГК» и Внешэкономбанк.
Строительство первого участка скоростной трассы Москва -- Санкт-Петербург обойдется потенциальному инвестору в 54 млрд руб., в том числе 25 млрд за счет инвестфонда. Как сообщил глава «Росавтодора» Олег Белозеров, скорость движения по трассе может достигать 150 км/час. По данным г-на Белозерова, легковому автотранспорту здесь доехать до Шереметьево-2 без пробок можно будет всего за 30 руб., а до Солнечногорска -- за 65. Министр транспорта Игорь Левитин заявил журналистам, что участвовать в проекте крайне заинтересована одна французская компания, «у которой есть опыт в этой области». Причем эта компания готова взяться не только за первый участок, а сразу за все 700 с лишним километров трассы.
Правительственная комиссия одобрила также проект строительства Западного скоростного диаметра (ЗСД) вокруг Санкт-Петербурга длиной 46,4 км. Строительство Северо-Западного диаметра оценивается в 83,6 млрд инвестиций. Половину предстоит заплатить будущем инвестору, 28% -- инвестфонду, а 12 -- администрации города. Таким образом, один километр трассы будет стоить порядка 70 млн долларов.
По словам вице-губернатора Санкт-Петербурга Юрия Молчанова, без этого кольца город прожить не сможет. Грузооборот порта Санкт-Петербурга в ближайшие годы вырастет втрое, а количество прибывающих морем туристов должно возрасти к 2015 году до 1,5 млн человек. Кроме того, ЗСД по сути будет «входом» на скоростную трассу со стороны Санкт-Петербурга. Дорога также будет платной. Кататься по диаметру на легковом автомобиле можно будет за 40 руб., на грузовике -- за 80.
В целом по всем четырем проектам за счет государства должно быть профинансировано 22% средств, остальные деньги внесут частные инвесторы. За счет реализации проектов дополнительные доходы бюджета начиная с 2011 года составят не менее 30 млрд руб. Правда, признает г-н Греф, риски, как коммерческие, так и административные, весьма велики. «Если бы я сказал, что рисков нет, то обманул бы», -- заявил министр журналистам. «Бизнес у нас талантливый, обязательно придумает что-нибудь для минимизации своих затрат, но если мы увидим, что деньги идут не туда, немедленно прекратим финансирование», -- пообещал он.
Следующее заседание правительственной комиссии состоится через неделю. На нем предполагается рассмотреть еще три проекта-претендента на средства инвестфонда: проект ГМК "Норильский никель" по освоению минеральных ресурсов Читинской области, строительство нового выхода на МКАД в обход города Одинцово, а также строительство Орловского тоннеля под Невой.
Вера СИТНИНА