|
|
N°132, 27 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Персоязычный лидер
За свои амбиции Тегеран готов хорошо платить
Вчера закончилось трехдневное турне президента Ирана Махмуда Ахмадинежада по Туркмении и Таджикистану. Два раунда переговоров иранского президента с Туркменбаши, состоявшиеся 25--26 июля и начавшиеся с взаимных уверений, что «между странами нет никаких разногласий», прошли, по словам туркменского вождя, «в конструктивном и принципиальном ключе». «Каждый отстаивал свою позицию», -- сказал Сапармурат Ниязов. Подробности туркменский и иранский официоз не сообщает.
По информации, полученной «Временем новостей» из дипломатических источников в Ашхабаде, президент Ирана попросил Туркменбаши не обижать иранских бизнесменов и разрешить им возобновить приграничную торговлю, резко свернутую Ашхабадом несколько лет назад. Тогда туркменские власти отменили для иранских торговцев упрощенную процедуру пересечения границы, запретили им конвертировать валюту и приостановили строительство вблизи границы дипломатического городка.
По главному пункту повестки дня переговоров -- заключению нового соглашения о закупке Ираном туркменского газа предположительно с 2007 года было решено создать совместную комиссию. По словам Ахмадинежада, «в течение месяца она будет работать» над этим документом. России и Украине Туркменбаши в ультимативной форме объявил отпускную цену не менее 100 долл. за тысячу кубометров, а вот о новой цене поставок газа в Иран он публично говорить не стал. По сведениям «ВН» из информированных туркменских источников, Ашхабад предлагает увеличить эту цену почти вдвое -- с 44 до 80--85 долл. за тысячу кубометров с одновременным увеличением объема поставок с 8 млрд кубометров в этом году до 13 млрд кубометров в 2007-м.
В 2005 году Туркмения заключила с Китаем соглашение об экспорте 30 млрд кубометров газа ежегодно в течение 30 лет, начиная с 2009 года. Подобная перспектива представляется Туркменбаши сильнейшим козырем для создания конкуренции среди покупателей. Но для этого нужно построить газопровод через Казахстан и Узбекистан, финансировать который, как предполагает Ашхабад, должна китайская сторона. Как сообщает агентство Рейтер, после переговоров с Ахмадинежадом Туркменбаши бросил послу Китая в Ашхабаде на встрече с дипломатами характерную фразу: «Давай трубопровод быстрей».
В ходе визита президента Ирана в Душанбе он предстал уже в качестве лидера персоязычного сообщества наций, в которое, помимо Ирана, входят Таджикистан и Афганистан. В первый день своего пребывания в Душанбе Ахмадинежад провел переговоры с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоновым, вчера к ним присоединился президент Афганистана Хамид Карзай. Эта встреча должна была состояться еще в январе в Тегеране, но тогда Карзай от участия в ней уклонился.
«Мы здесь как у себя дома в Тегеране», -- сказал Ахмадинежад после беседы с Рахмоновым. Иранский гость поделился планами создания общего персоязычного телеканала трех стран: «Президент Рахмонов одобрил эту идею, нужно согласие Хамида Карзая». Очевидно, что финансировать реализацию идеи будет ее автор. Тегеран уже сейчас является крупнейшим инвестором в различные сферы таджикской экономики.
Вчера президент Ирана принял участие в церемонии открытия 5-километрового Анзобского тоннеля в 110 км от Душанбе, расположенного на высоте 2650 метров над уровнем моря и соединяющего столицу с севером страны. Тегеран выделил на его строительство 10 млн долл. в форме гранта и 21 млн долл. в виде кредита. На строительство другого тоннеля Чормагзак на востоке республики Иран готов выделить еще 60 млн долл. Если учесть, что при содействии Ирана строится также и ГЭС «Сангтуда-2», инвестиции в которую оцениваются в 350 млн долл., становится ясно -- амбиции Тегерана на лидерство в персоязычном мире подкрепляются солидными финансовыми вливаниями. Как относятся партнеры Тегерана к его ядерным амбициям, в сообщениях из Ашхабада и Душанбе ничего не говорится.
Аркадий ДУБНОВ