|
|
N°132, 27 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Трудно быть миротворцем
Россия готова послать своих военных в Ливан
Состоявшаяся вчера в Риме международная конференция по Ливану, проходившая в закрытом режиме, не остановила войну на Ближнем Востоке и даже не нашла ключей к урегулированию конфликта. На свет появилась лишь итоговая декларация, где заявлено о решимости предпринять немедленные усилия для «прочного и постоянного» прекращения огня.
Единодушие в этом вопросе глава МИД России Сергей Лавров назвал главным результатом совещания, решения которого «нацелены на продолжение работы в рамках ООН». Но такой результат, если быть честным, означает отсутствие результата как такового. Ведь и до конференции никто открыто не выступал за продолжение войны.
По словам российского министра, Совбезу ООН «рекомендовано рассмотреть вопрос о миротворческих силах», а генсек ООН Кофи Аннан, также участвовавший во встрече, «распорядился готовить предложения о том, какими могут быть мандат и численность этих сил». Участники встречи согласились содействовать властям Ливана в установлении контроля над югом страны.
В Рим съехались главы МИД Великобритании, Италии, России, США и Франции, а также премьер Ливана, представители Египта, Иордании и Саудовской Аравии, Евросоюза. В делегацию России, возглавленную министром иностранных дел Сергеем Лавровым, входили замглавы МИДа Александр Салтанов и спецпредставитель МИДа по ближневосточному урегулированию Сергей Яковлев. В последние дни они курсировали по Ближнему Востоку, встретившись в том числе с президентом Сирии Башаром Асадом. В кулуарах римской встречи отмечали, что Москва может говорить со всеми «региональными игроками», в том числе с Сирией и Ираном, чьих представителей в Рим, кстати, не пригласили. Не было в итальянской столице и представителей Израиля.
Вопрос о многонациональных силах, которые «должны быть развернуты на границе Ливана и Израиля», поставил премьер Италии Романо Проди, сославшись на инициативу генсека ООН Кофи Аннана на саммите «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. Глава МИД Италии Массимо Д'Алема призвал к созданию международных сил безопасности «с мандатом ООН».
Госсекретарь США Кондолиза Райс прилетела в Рим с Ближнего Востока, где выступила с идеей создания «сил разделения под эгидой НАТО». Сами натовцы не прочь встать на юге Ливана. Но против уже выступили французы. По их мнению, альянс «воспринимается в регионе как вооруженная рука Запада» и размещение миротворцев под его эгидой только обострит обстановку.
Москва, по словам Сергея Лаврова, исходит из необходимости «руководствоваться согласием сторон и обеспечения мандата ООН для любой миротворческой операции». Ведь только Совбез ООН может принять обязывающие решения и добиваться их реализации. Не факт, однако, что ливанцы так же легко, как израильтяне, согласятся на идею размещения дополнительного контингента миротворцев на границе между Ливаном и Израилем. Ведь стоять-то они будут не на израильской, а на ливанской земле. В Ливане с 1978 года уже находятся почти 2 тыс. военных из миротворческих сил ООН в Ливане (UNIFIL). Но они малоэффективны и даже не имеют оружия.
О значении, придаваемом Россией улаживанию кризиса, упомянул вчера президент Владимир Путин. На встрече в Москве с высшими офицерами российских силовых структур он заявил, что «динамика военно-политической ситуации в мире и особенно резко обострившийся ближневосточный конфликт предъявляют еще более высокие требования ко всей системе национальной безопасности нашей страны». Ранее Путин не исключил возможности участия России в миротворческой операции в Ливане.
Однако, по данным «Времени новостей», о конкретной отправке российских миротворцев в Ливан пока говорить преждевременно. Тем более что Россия продолжает выражать озабоченность масштабами применения военной силы Израилем. Кроме того, Москва, не считающая «Хизбаллу» террористической организацией, не видит возможности установления на Ближнем Востоке мира без участия этой группировки в переговорах о его достижении.
Главный вопрос сегодня, однако, упирается в прекращение огня как предпосылку миротворчества. США считают, что временное перемирие без разоружения «Хизбаллы» -- это, по словам Райс, возвращение к статус-кво, существовавшему до нынешнего конфликта, что может привести лишь к новому кризису. Администрация Буша, следуя своей концепции «нового Ближнего Востока», видит причину военной активности в регионе в контактах ливанской "Хизбаллы" и палестинского ХАМАС с такими странами-спонсорами, как Иран и Сирия.
Никакой общей стратегии участники конференции в Риме так и не выработали, а призывы итоговой декларации к прекращению огня не подкреплены сроками исполнения этого требования. Единственное конкретное решение конференции, поддержанное в том числе главой Всемирного банка Полом Вулфовицем, предписывает провести конференцию финансовых доноров по восстановлению Ливана после прекращения военных действий. Финляндия в качестве нынешнего председателя ЕС объявила на встрече в Риме о намерении созвать 1 августа в Брюсселе внеочередное заседание глав МИД Евросоюза для обсуждения кризиса и возможностей оказания помощи Ливану. Саудовская Аравия уже выделяет 1,75 млрд долл правительствам Ливана и Палестинской автономии.
Словно свидетельство бессилия международного сообщества, обстановка в зонах конфликта осложняется и балансирует, как заметил «Времени новостей» один из российских дипломатов, «на грани необратимого». Вчера в Палестинской автономии (смешно сказать, палестинцы предполагали провести там 26 июля референдум о будущей стратегии в отношениях с Израилем, но об этом все уже давно и думать забыли) в ходе воздушного израильского налета погибли 9 арабов. В Ливане было убито 28 человек. Израильская армия в ходе боев возле южноливанского местечка Бинт-Джбейль, где находятся опорные пункты «Хизбаллы», тоже понесла потери -- восемь солдат погибли, более 22 ранены. Да и начался вчерашний день с трагедии -- на юге Ливана погибли четверо военнослужащих Австрии, Канады, Китая и Финляндии из миротворческих сил ООН в Ливане. Утром бункер, где они укрылись от израильских налетов, был полностью разрушен израильской 250-килограммовой бомбой высокой точности.
По данным ООН, наблюдательный пункт в ливанской деревне Хиям, где произошла трагедия, со времени начала конфликта 12 июля подвергался израильским обстрелам 14 раз. Эти сведения позволили Кофи Аннану заявить в Риме, что «атака, судя по всему, была намеренной». Премьер Израиля Эхуд Ольмерт, выразив «глубочайшее сожаление» по поводу «несчастного случая» и распорядившись провести его расследование, заявил, что «и помыслить не мог, что эта ошибка будет рассматриваться в ООН как преднамеренное действие».
Катерина ЛАБЕЦКАЯ, Рим, Елена СУПОНИНА, Алексей СЛОБОДИН