|
|
N°132, 27 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бассо профундо
Американский джазмен израильского происхождения Авишай Коэн -- один из наиболее заметных и востребованных басистов современности. Его приглашают играть не только звезды импровизационной музыки -- вокалист Бобби Макферрин, трубач Рой Харгроув, пианист Херби Хенкок, но и r'n'b-звезда Алишия Кис.
Коэн прославился как участник трио Origin пианиста Чика Кориа. В составе Origin глубокий контрабас Авишая звучал как нельзя более адекватно -- всем было понятно, что Кориа открыл новую бас-звезду, как некогда он открыл Джона Патитуччи и многих других музыкантов, которые теперь могут похвастаться успешной сольной карьерой. Собственно, звучание Origin москвичи имели возможность сами оценить, поскольку несколько лет назад Чик Кориа приезжал в Москву именно с этим составом. Но как бы то ни было, при первой возможности басист покинул звездный и архивостребованный проект Чика Кориа, чтобы начать сольную карьеру. И теперь, в свои 36 лет -- для джазмена детский возраст, -- Авишай является лидером искрометного трио и автором шести студийных альбомов. Если с Кориа Авишай играл виртуозный акустический фьюжн своего звездного шефа, то, начав сольную карьеру, он стал работать в несколько других стилях. Помимо контрабаса и чистой акустики он теперь берет в руки и электрическую бас-гитару, а его альбомы содержат оригинальную музыку, замешенную на фанке, латино и хип-хопе. О своем пути, влияниях и учителях Авишай рассказал нам в стокгольмском отеле Scandic Anglais, где мы его поймали как раз на следующее утро после удачного концерта трио в шведской столице.
-- Авишай, у тебя новый альбом и европейское турне...
-- Да, недавно вышел наш новый альбом, он называется Continuo. C этим материалом мы уже два месяца играем в Скандинавии, и местная публика нас, к счастью, хорошо принимает. Альбом Continuo, кстати, записан в Швеции, в небольшом городе. Но у нас там была классная студия и крутейший звукорежиссер, такой, которого я бы вообще всем акустическим джазменам рекомендовал! Также недавно мы записали наш концерт в легендарном нью-йоркском клубе Blue Note, и эту программу мы выпустим на CD и DVD.
-- В Россию не собираешься?
-- Не то чтобы не собираюсь -- просто пока нас не звали. Первый и последний раз, когда я играл в вашей стране, -- это был концерт Чика Кориа.
-- Кстати, почему ты ушел от Кориа и начал сольную карьеру?
-- У меня всегда, еще в школе, были свои группы и сольные проекты, и я всегда мечтал о том, что когда-то буду бендлидером и композитором. Но я не мог этим заниматься серьезно, поскольку когда был моложе, то просто еще не был готов -- ни морально, ни физически, ни профессионально. Так что сначала я ждал, пока «вырасту», потом -- когда закончится мое сотрудничество с Чиком. Как только появилась возможность, я начал заниматься сольной карьерой. Вообще это был очень долгий путь, многолетний... Когда я приехал в Нью-Йорк из Израиля, мне был 21 год. Год ушел на то, чтобы вписаться в окружающую действительность, местную тусу, начать профессионально играть. Спустя три года я стал выступать в других странах. Через пять лет Чик пригласил меня в свой ансамбль. Так что лет десять ушло на то, чтобы закрепиться в джазовой среде. Зато теперь меня все везде знают, и я могу планировать концерты и выпускать альбомы.
-- Какие у тебя воспоминания о трио Чика Кориа?
-- Замечательные. Чик -- прекрасный человек и великий музыкант. Я очень многому у него научился.
-- Что за ребята в твоем нынешнем трио?
-- Пианист Сэм Барш и барабанщик Марк Джулиана -- оба из Нью-Йорка, молодые, но очень сильные музыканты. Виртуозы! Мы с Сэмом и Марком начали работать три года назад. Мне просто повезло, что я их встретил.
-- Ты сочинил какую-то странную песню на иврите... что это?
-- Это были стихи из Библии, тот отрывок, где про «ангелов мира». Это песня для вечера пятницы, мой дедушка часто пел эти строчки. Теперь я пою их на концертах под аккомпанемент моего контрабаса.
-- В свое время ты сделал джазовый кавер на песню Эминема... Это была шутка?
-- Нет, почему, мне искренне нравится то, что он делает. Причем не только тексты, а именно музыка. То есть звучание Эминема -- это, конечно, заслуга Доктора Дре, чей «грув» я просто обожаю. Рэп это или не рэп -- это не столь важно: я люблю почти все жанры музыки. И это, кстати, дает побочный эффект (смеется). Например, шведские и норвежские журналисты говорили мне, что у моих сочинений «выраженный скандинавский мелодизм». Откуда, интересно? Я к такому никогда не стремился, сознательно во всяком случае!
Беседовал Александр БЕЛЯЕВ