|
|
N°131, 26 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рельсы все стерпят
К портам Выборга, Высоцка и Приморска скоро будет не проехать
Строительство новой грузовой железнодорожной ветки через Карельский перешеек, которая позволит разгрузить буквально дымящуюся от переизбытка поездов магистраль Петербург--Хельсинки, снова откладывается. ОАО «РЖД», похоже, пока не смогло найти общего языка с инвесторами, которые заинтересованы в увеличении грузопотока на порты Выборга, Высоцка и Приморска. При этом терминалы этого портового района растут как на дрожжах, ежегодно начинают проектировать все новые и новые перегрузочные комплексы. А сроков модернизации железной дороги, от которой зависит будущее портов, никто не знает, признал вчера вице-губернатор области Григорий Двас.
В район Выборга--Высоцка все грузы сейчас доставляются по единственной двухпутной ветке Петербург--Зеленогорск--Выборг--Хельсинки, на которой ведется интенсивное движение электричек, а также поездов, соединяющих российскую и финляндскую столицы. В РЖД еще несколько лет назад созрел план сократить на несколько часов время движения пассажирских экспрессов между Петербургом и Хельсинки, а на альтернативную ветку вывести все грузы. Главные из них -- нефтепродукты, которые ЛУКОЙЛ везет на терминал Высоцка, и уголь, переваливаемый на другом терминале этого же порта РОСА-Холдингом. Если еще несколько лет назад данное направление не отличалось интенсивным грузовым движением -- в порты Выборга и Высоцка доставлялось несколько миллионов тонн грузов в год, то теперь ситуация поменялась кардинально.
ЛУКОЙЛ в 2006 году завезет в Высоцк до 11 млн тонн нефтепродуктов, РОСА-Холдинг хочет экспортировать до 5 млн тонн угля. И это далеко не предел: ЛУКОЙЛ хочет расширить мощности Высоцка до 15 млн тонн. «Транснефть» вынашивает планы отгрузки нефтепродуктов из Приморска, где уже строится специализированная эстакада. А «Росморпорт», как объявил вчера Григорий Двас, начинает масштабную реконструкцию портового района, которая позволит на 60% увеличить протяженность причальных стенок и втрое увеличить площадь под новые терминалы для перевалки генеральных грузов. В ту часть порта Высоцк, где обрабатываются навалочные грузы, смогут заходить суда дедвейтом до 70 тыс. тонн. В результате порт сможет перегружать больше еще как минимум на несколько миллионов тонн металлов и угля.
Но существующая ветка едва справляется и с существующим грузопотоком, поэтому РЖД хочет построить магистраль-дублер в северо-восточной части Карельского перешейка, которая позволит увеличить грузопоток до 40 млн тонн в год. Но стоимость ветки велика даже для транспортной монополии -- она оценивается в 43 млрд руб., не говоря уж о том, что еще около 24 млрд требуется для модернизации ныне существующей ветки и перевода ее в режим пассажирского скоростного движения. Именно поэтому РЖД хотела бы получить эти деньги с тех, кто зарабатывает на экспорте своих грузов через балтийские порты. Именно это признал вчера вице-губернатор области Григорий Двас. Он посетовал, что хотя все знают, что надо делать, строить новую магистраль никто не торопится. И неизвестно, когда начнется ее сооружение.
«Проект выполнен, есть понимание технических аспектов и объемов финансирования», -- сказал вчера г-н Двас. По его сведениям, есть «определенные договоренности между ЛУКОЙЛом и РЖД о финансировании проекта». Однако, как следует из его слов, у двух вместе взятых гигантов нет требуемой суммы на прокладку 64 км железнодорожного полотна. Поэтому железнодорожники, судя по всему, продолжают просить скинуться на ветку угольщиков и других экспортеров. Например, принадлежащая местным предпринимателям компания «Балтийская инициатива -- Выборг» хочет начать строительство терминала по перевалке метанола в Приморске -- почему бы не получить часть денег с нее? «Продолжается поиск заинтересованных партнеров, идет переговорный процесс», -- сообщил Двас. Источник в ЛУКОЙЛе утверждает, что новая дорога рано или поздно будет построена, но когда и за чей счет, пока совершенно непонятно, так как в планы нефтяного концерна, вероятно, пока не входят масштабные инвестиции в этот проект. В июне ЛУКОЙЛ уже подписал с РЖД договор о вложении 141,5 млн руб. в модернизацию подходных путей к Высоцку и, похоже, собирается пока на этом остановиться.
Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург