|
|
N°196, 24 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Труба опять зовет в Афганистан
Туркменбаши предлагает вернуться к старому газовому проекту
CША снова готовы помочь Туркмении прорваться на мировые рынки газа. Об этом свидетельствуют результаты переговоров в Ашхабаде между президентом Сапармуратом Ниязовым и спецпосланником госсекретаря США по вопросам Каспия Стивеном Манном. Их встреча, как сообщает сайт «Туркменистан.Ру», носила «открытый и непринужденный характер». Собеседники хорошо знакомы друг с другом -- еще несколько месяцев назад г-н Манн служил послом США в Ашхабаде. К «непринужденному» общению с туркменским лидером послам не привыкать. В феврале нынешнего года в присутствии всего дипкорпуса, аккредитованного в Ашхабаде, президент Ниязов поинтересовался у того же г-на Манна: «Скажите, Стивен, а почему вы учите нас, как жить, и какой у нас должна быть демократия? Ведь когда Америка еще даже открыта не была, в туркменском обществе работали законы демократии, например, проводились выборы вождей».
Уроки Туркменбаши пошли впрок, и, вернувшись в Ашхабад на выставку «Нефть и газ Туркменистана», Стивен Манн ни разу не употребил слово «демократия» -- ни в беседе с президентом, ни в выступлении на конференции. С г-ном Ниязовым он обсуждал возможность повышения объемов экспорта газа в Россию, на Украину, в Турцию, Европу, а также в Китай и Пакистан. США, пояснил г-н Манн, могут «стимулировать американские компании инвестировать в туркменские энергетические, в частности трубопроводные, проекты». Туркменбаши, по словам американского дипломата, уже дал ему поручение проработать этот вопрос с туркменскими специалистами. При этом Стивен Манн деликатно дал понять туркменам, что и они должны потрудиться, чтобы сделать свои проекты привлекательными для американских компаний, которые умеют считать деньги и бросать их на ветер не собираются.
Г-н Манн сообщил президенту Ниязову, что США по-прежнему поддерживают идею строительства Транскаспийского трубопровода для экспорта туркменского газа в Турцию через Азербайджан и Грузию. Идея эта считается похороненной из-за разногласий между Ашхабадом и Баку, который потребовал 50-процентную квоту для экспорта по этой трубе своего газа с месторождения Шах-Дениз. Однако Ашхабад отказался предоставить больше чем 30%, сославшись на то, что в ином случае проект будет для него просто нерентабельным. В итоге Азербайджан в марте подписал контракт с Турцией на поставку через территорию Грузии 89,2 млрд кубометров газа в течение 15 лет. Учитывая, что потребности Турции в ближайшем будущем будут практически полностью удовлетворены российским («Голубой поток») и азербайджанским газом, демонстрация американской поддержки Транскаспия выглядит просто дипломатическим ходом. Тем более что Ашхабад, по сведениям газеты «Время новостей», свои условия в споре с Баку смягчать не намерен.
Но самый интересный аспект нынешнего американо-туркменского диалога касается другого проекта. В Ашхабаде, кажется, рассчитывают найти понимание США в стремлении реанимировать идею газопровода в Пакистан и Индию через территорию Афганистана. Воодушевленный итогами встречи с американским представителем президент Ниязов предложил заместителю Генсека ООН, координатору по чрезвычайным ситуациям Кензо Осиме рассмотреть на «уровне сообщества наций» этот проект, который «способен придать жизни афганцев новое содержание». Трансафганская труба, которая вывела бы туркменский газ к побережью Индийского океана, обсуждалась на протяжении всех 90-х годов, причем особую заинтересованность проявляли Исламабад и Вашингтон. После взятия талибами Кабула осенью 1996 года американцам даже показалось, что новые власти обеспечат долгожданную стабильность в Афганистане, и проект трансафганской трубы, ведущую роль в котором играла американская компания Unocal, стали готовить к реализации. Но после того как в 1998 году талибы отказались выдать Усаму Бен Ладена, которого американцы обвинили в организации взрывов их посольств в Африке, проект был резко свернут. Последние годы эта идея при всей ее привлекательности и относительной дешевизне не рассматривалась всерьез из-за перманентной нестабильности в Афганистане. Теперь ситуация может измениться, особенно если предположить, что после свержения талибов в стране будет установлен некий международный протекторат.
Другое дело, что в трансафганском проекте вряд ли заинтересованы некоторые «газовые» клиенты Туркмении, к примеру Россия. Сегодня Туркмения уже вышла на уровень добычи 70 млрд кубометров газа в год, из которых 30 она поставляет на Украину, около 8 -- в Иран, а почти на все остальное претендует в качестве покупателя Россия (во всяком случае, на следующий год). Так что получается, что транспортировать на юг пока просто нечего.
Аркадий ДУБНОВ