Время новостей
     N°130, 25 июля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.07.2006
Мятежный Эмзар
В Кодорском ущелье ищут «российский след»
Власти Грузии неожиданно столкнулись с новой территориальной проблемой. 45-летний Эмзар Квициани, бывший уполномоченный президента Грузии в Кодорском ущелье, единственном подконтрольном Тбилиси регионе Абхазии, объединил в горах несколько сотен вооруженных сторонников и выдвинул ультиматум центральным властям. Мятежники потребовали отставки министров обороны и внутренних дел, которые, по их словам, «чинят произвол в стране». Однако в понедельник депутаты единогласно утвердили заново правительство, сохранив министров-силовиков на своих постах. Кабинет должен был получить вотум доверия по требованию конституции, так как по разным причинам сменилась треть его персонального состава.

Вчера вечером президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что не будет вступать в диалог с Квициани и его сторонниками. Саакашвили сказал журналистам, что он готов говорить с бунтовщиками лишь в том случае, если они сдадут оружие, и то «разговор с ними может быть только о том, какое содержание будет у них в тюрьме». По словам грузинского президента, которого цитирует Интерфакс, «Квициани не имеет никакого отношения к сванам, проживающим в ущелье, и является обычным бандитом, который в 1993 году грабил людей, вынужденных бежать из Абхазии через Кодорское ущелье». Председатель комитета парламента Грузии по обороне и национальной безопасности Гиви Таргамадзе, в свою очередь, сказал журналистам, что если оружие "бандитами" не будет сложено, то против них будет проведена силовая операция, "которая завершится очень быстро».

Теперь в Кодорском ущелье готовятся отражать штурм, намеченный, по данным бунтовщиков, на 27 июля. «Я и мои собратья ни одному вооруженному человеку не позволим сюда прийти», -- заявил Эмзар Квициани, укрепившийся в труднодоступном регионе. Сегодня в ущелье состоится сход старейшин. Они должны определить тактику действий после того, как парламент проигнорировал требование мятежников. К Квициани в ущелье прибудут жена и ребенок, которые находились в Анталье в Турции.

Центральные власти действительно не исключают проведения спецоперации и заявляют, что не собираются ничего обсуждать с «изменником Родины». Как сказал депутат Георгий Бокерия, считающийся идеологом правящего «Национального движения», никаких переговоров с «Квициани и ему подобными мятежниками» не будет, а «власть воспользуется всеми средствами в рамках закона».

Как это всегда бывает в сложные для Грузии моменты, внезапно отыскался «российский след». Георгий Бокерия отметил, что выступление кодорцев «не случайно совпало с обострением грузино-российских взаимоотношений». В аналогичном контексте склонна рассматривать инцидент и председатель парламента Нино Бурджанадзе, назвавшая Квициани предателем. По ее словам, подобные сложности будут возникать в процессе вывода из страны российских миротворцев. Спикер сообщила, что как только Квициани поднял мятеж, к нему направились командующий российскими миротворцами в Абхазии Сергей Чабан (вблизи ущелья есть два поста «голубых касок». -- Ред.) и министр обороны абхазских сепаратистов Султан Сосналиев.

Эмзар Квициани вышел на связь с грузинскими журналистами и сообщил, что готов принять в качестве парламентеров премьер-министра Зураба Ногаидели, госминистра по экономике Каху Бендукидзе и Георгия Бокерию. Это заявление сопровождалось слышным в эфире кличем его сторонников «Богу -- слава!». Непонятно, почему именно эти политики были выбраны Эмзаром и его «охотниками».

«Монадире» («Охотник») -- так назывался батальон, защищавший ущелье после войны 1992--1993 годов в Абхазии. В мае 2005 года министр обороны Ираклий Окруашвили расформировал его под тем предлогом, что в рядах батальона немало криминальных элементов. «Монадире» был создан при бывшем президенте Эдуарде Шеварднадзе и подчинялся военному ведомству. 350 его солдат получали довольствие от государства, что спасало их семьи в условиях тяжелейшего экономического положения в Кодорском ущелье. Оружие есть в горах в каждой семье, поэтому при Шеварднадзе и было решено его легализовать.

Эмзар Квициани заключил джентльменское соглашение с абхазами, которые после этого не пытались зачистить неподконтрольное ущелье, в котором проживает примерно 3 тыс. сванов. «Но мы всегда внимательно отслеживали ситуацию в Кодори, чтобы Тбилиси не превратил ущелье в плацдарм против нас, -- заявил «Времени новостей» заместитель министра обороны непризнанной республики Абхазия Гарри Купалба. -- Теперь же мы с особой бдительностью следим за развитием ситуации».

Абхазия не исключает переброски на это направление дополнительных сил. Президент непризнанной республики Сергей Багапш заявил, что «любое изменение статус-кво в неподконтрольном властям Абхазии районе Кодорского ущелья, тем более проведение спецопераций, несомненно, вызовет эскалацию напряженности в регионе». По Московскому соглашению 1994 года в Кодорском ущелье не могут находиться части регулярной армии, при этом на «охотников» в Сухуми закрывали глаза.

Если же Тбилиси все же решит арестовать Эмзара Квициани и сможет сделать это, мятежника, вероятно, будет ждать судьба генерала Романа Думбадзе, который командовал бригадой в Батуми. В дни противостояния центра с Аджарией весной 2004 года генерал Думбадзе объявил о неподчинении министерству обороны и поклялся на верность бывшему главе автономии Аслану Абашидзе. Когда тот покинул автономию, генерала задержали и приговорили к пожизненному заключению.

Грузинская оппозиция призывает власти к компромиссу с кодорцами. Как считает депутат-консерватор Каха Кукава, ликвидация батальона «Охотник» «фактически оставила население региона беззащитным». По словам парламентария, ситуацию в Кодорском ущелье можно сравнить с положением в Абхазии и Цхинвальском регионе.

Шеварднадзе: Напряжение не в интересах наших стран

Бывший президент Грузии Эдуард Шеварднадзе полагает, что постановление грузинского парламента о выводе российского миротворческого контингента из зон грузино-абхазского и грузино-южноосетинского конфликтов не будет выполнено. "Я не думаю, что это решение реальное, поскольку это не первый раз, когда грузинский парламент принимает такое решение, и ни одно не выполнено", -- сказал он вчера. "Я думаю, что надо встретиться двум президентам -- г-ну Путину, г-ну Саакашвили -- и очень серьезно обсудить нынешнюю ситуацию. Любое напряжение между Россией и Грузией -- это не в интересах наших стран", -- подчеркнул Шеварднадзе. Экс-президент заявил, что его "возмущают высказывания отдельных политических деятелей, особенно в Грузии, да и в России, оскорбляющие наши страны". "Это категорически надо исключить, и за это надо наказывать людей, с работы надо снимать. Мы должны восстанавливать добрые отношения между нашими странами". Он также высказался за то, чтобы "Россия помогла бы Грузии урегулировать конфликты". "Между прочим, эти конфликты в свое время начались не без участия России. Я сейчас вспоминаю, Борис Николаевич Ельцин, когда он был президентом, приезжал в Грузию, выступал в академии наук, и он сказал, что Россия не снимает свою ответственность за развязывание конфликта в Абхазии". "Я думаю, что без России это сделать будет очень трудно и, может быть, невозможно. Надо найти общий язык любой ценой", -- подчеркнул экс-президент Грузии. ИНТЕРФАКС

Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси
//  читайте тему  //  Ситуация в Грузии и конфликт с Россией