|
|
N°196, 24 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Выбор партии
Детектив и фантастика -- для кино, мелодрама -- для телевидения
Конкурс сценариев для кино и телевидения, который провел СПС, позиционировал себя как «самый большой в истории страны». Может быть, и не самый большой, но уж точно самый богатый. 100 тысяч долларов в общей сложности получили сценаристы-победители. Еще из приятного следует отметить:
на конкурс было представлено 524 работы;
все авторы выступали под девизами, так что отбор был честным, а результаты -- неожиданными;
внимание партии к искусству всегда ценно;
сценаристы, люди не избалованные деньгами и лаской, получили собственную премию, то есть профессиональный праздник вроде «Ники» или там Букера;
первые лица правительства и партии (правда, не правящей) пришли их поздравить -- Егор Гайдар лично возглавил жюри, а Михаил Швыдкой обещал помочь с постановкой;
и наконец, внимание общества к сценарию, едва ли не самой важной составляющей киноискусства, было привлечено.
Девиз конкурса гласил: «Нормальная жизнь в нормальной стране». Михаил Швыдкой поделился с аудиторией воспоминаниями о своей бабушке, которая не выносила слово «нормально» и всякий раз уточняла: «А как было на самом деле?» Так вот на самом деле из 524 работ очень многие были уже «засвечены», то есть не один год мыкались на студиях. Многие авторы приносили на конкурс почти все, что написали за жизнь, и в результате двое получили по две премии -- за разные работы. Видимо, стиль этих авторов в целом близок жюри. Сами сценарии-победители публике пока неизвестны, но от большинства названий явно веет нафталином: «На краю», «Надежда уходит последней», «Прощальное эхо», «Любовь и жизнь», «Возвращение юности» и т.д.
Первую премию в номинации «игровое кино» решили не присуждать. Симпатии жюри разделились между фантастической притчей молодого бизнесмена, в прошлом артиста, Юрия Давыдова «977» и детективом Натальи Собкарь «Постановщик», которые в результате получили две вторых. За «977» ратовал Егор Гайдар, признавшийся, что не мог оторваться от чтения, а в разговоре с корреспондентом газеты «Время новостей» назвавший сценарий «талантливой фантастикой в духе лучших традиций жанра». Другой член жюри от СПС, Денис Драгунский, отметил сценарий «Постановщик», назвав его «филигранным детективом, который можно будет с удовольствием смотреть».
Получившие первую премию за телесериал «Надежда уходит последней» сценаристки Зоя Кудря (сериал «Граница») и Наталья Чепик свой сценарий написали десять лет назад. В нем рассказывается история женщины, которой постепенно становится очень-очень плохо, а потом она добивается успеха. Авторы назвали это «историей Золушки», написанной не по заказу, а для души. Вторая премия досталась сериалу «Адвокат Кавердяев» Юлии Дамскер и Эдуарда Резника, рассказавшими про защитника для тех, кому нанять адвоката не по карману. Это история «не с добрым лицом», а скорее «с оскалом», считает Юлия Дамскер, а ее соавтор рассчитывает, что награда их сценарию говорит о том, что СПС поддерживает создание правового государства.
Уже очевидно, что конкурс по определению не мог стать по-настоящему творческим. Провозглашенная позиция поддержки «личного успеха, заработанного добра, честности, энергии, устремленности в будущее и осознания правильности происходящего» предполагает упор не на художественные ценности, а на соответствующую желаниям заказчиков картину мира. Насколько на этих основаниях можно снимать кино и работает ли сегодня такая модель управления в принципе, вопрос. Но в таких параметрах не удивляет, что одним из победителей стал художественный руководитель Свердловской киностудии Геннадий Бокарев, когда-то прославившийся пьесой «Сталевары», по которой тоже когда-то сняли фильм «Самый жаркий месяц». А талантливый, по мнению экспертов, юноша, написавший сценарий «Посвящается Спилбергу» про то, как подросток, укравший старые киноленты в поисках серебра, увлекается советскими фильмами и стилизует под них родную деревню, не вошел в число призеров.
Дело в том, что конкурс искал не столько талантливых авторов, сколько материал, из которого можно делать правильный продукт. На вопрос, нашел ли, ответ пока неизвестен. Но запрос сделан, а это неминуемо скажется на общем раскладе кинопроцесса.
Алена СОЛНЦЕВА