|
|
N°131, 26 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сезон экспериментов
Московский международный Дом музыки завершил третий концертный сезон, все больше проявляя себя в качестве активной концертной организации и потихоньку врастая в сознание публики -- в том числе той, которая, обладая чисто филармоническими интересами и консервативными привычками, в первые пару сезонов в новые залы ММДМ не шла. Почти одновременно с Московской филармонией Дом музыки запустил в продажу абонементы на следующий сезон, количество которых по сравнению с прошлым годом значительно выросло. В них представлены различные музыкальные и театральные направления: симфоническая музыка, джаз и блюз, органные концерты, театральные и музыкальные спектакли для детей, циклы камерной музыки в самых разнообразных системах стилевых координат -- от старинной до современной.
О прошедшем концертном сезоне и о том, что ожидает публику в будущем, с генеральным продюсером Дома музыки Григорием ПАПИШЕМ, начавшим свою работу в этой вполне еще юной концертной организации год назад, поговорила Юлия БЕДЕРОВА.
-- Сразу спрошу о том, что в списке будущих абонементов мне показалось особенно интересным, -- например, серия концертов, в которых Александр Лазарев дирижирует разными оркестрами, на мой взгляд, выглядит весьма интригующе. Как возник этот проект?
-- Идея родилась спонтанно. Первоначально у Национального филармонического оркестра России возникло желание выступить с Александром Лазаревым. Мы встретились с маэстро, чтобы обсудить возможные варианты программ и в процессе разговора выяснилось, что у него столько идей -- неординарных, по-настоящему креативных, что ограничиваться одним-двумя его выступлениями было бы непростительным упущением. Так и возник его персональный абонемент, в котором Лазарев продирижирует музыкой Рихарда Штрауса в ансамбле с НФОР, Глазуновым и Прокофьевым -- с ГАСО имени Светланова и Брамсом и «Песнью о земле» Малера -- с Российским национальным оркестром.
-- А в Доме музыки возможна ситуация, в которой музыкант предлагает продюсеру, скажем, изощренную программу, но ему отказывают из-за того, что сложную музыку трудно продать?
-- На этот вопрос нельзя ответить однозначно. С одной стороны, мы всегда поддерживаем красивые и смелые музыкальные идеи, с другой -- существует реальная экономика, в условиях которой мы должны работать. Академическое искусство вообще редко приносит прибыль, более того -- как правило, является убыточной сферой деятельности для продюсера. Но сегодня Дом музыки имеет счастливую возможность делать и неприбыльные концерты, отчасти благодаря средствам, которые мы зарабатываем сами, сдавая залы в аренду, отчасти -- благодаря привлечению спонсоров на отдельные проекты. Каждый продюсер, организатор должен думать о том, какую аудиторию и как привлечь на конкретный проект и, как следствие, как грамотно продавать билеты. Сегодня серьезный подход к маркетингу становится уже не мечтой, а реальной задачей, которую мы перед собой поставили и решаем.
-- Что вы думаете о конкуренции на музыкальном рынке и как Дом музыки намерен привлекать публику, которая поначалу была с ним плохо знакома?
-- Конкуренция обязательно должна быть. Но -- здоровая. А это возможно только тогда, когда продюсерская организация имеет свое лицо -- свою стратегию, свою концепцию проведения концертного сезона. В противном случае мы неизбежно будем продолжать жить в довольно вялом, однообразном, бедном на события концертном поле, где тасуются одни и те же программы в исполнении одних и тех же музыкантов. Вспомните, ведь совсем недавно именно так и обстояли дела. Сегодня, на мой взгляд, концертная жизнь в значительной степени оживилась. Если говорить о Доме музыки, то у нас колоссальные возможности и в плане охвата и представления различных жанров, и в плане привлечения аудитории. Проектируя Дом музыки, московское правительство включило в комплекс три современных, первоклассно оснащенных зала -- Большой, Камерный и Театральный, которые сегодня находятся в нашем распоряжении. Наша деятельность, связанная с неакадемическими жанрами -- джазом, world music, crossover, пограничными направлениями, -- развивается очень успешно. А ведь это именно то, что сегодня делается в крупнейших мировых залах. У многих на слуху наши абонементные серии -- «Джазовый Олимп», «Мировые звезды в Доме музыки», а со следующего сезона к ним прибавится еще одна -- «Герои блюза». И публика, приходящая на концерты этих направлений, начинает интересоваться тем, что вообще происходит в Доме музыки.
Главная наша задача сегодня -- выйти на стабильный уровень продаж билетов. Такая стратегия дает ощутимый результат и в плане привлечения публики.
-- Есть уже какие-то наработки, с тех пор как вы пришли в Дом музыки?
-- Этот сезон -- первый сезон работы новой команды Дома музыки -- мы провели не просто интересно: мы работали азартно. Представьте себе задачу: за первую половину года мы должны были не только провести все запланированные нашими предшественниками проекты, но одновременно разработать концепцию развития Дома музыки и сформировать следующий сезон. Мы решили так: у нас есть Камерный зал -- теплый по атмосфере, с хорошей акустикой, -- и стали его насыщать самыми разными событиями, делая упор на академические жанры различных направлений. Сочли это экономически не столь убыточным, как если бы проводили интересные, но «минусовые» концерты в Большом. И сегодня очевидно, что благодаря такой стратегии мы убили сразу двух зайцев: дали возможность «высказаться» музыкантам и постепенно приучили аудиторию ходить на концерты в Камерный зал. Более того, к концу года многие из задуманных нами проектов прошли уже с финансовым плюсом. Здесь звучала старинная и современная музыка, инструментальная и вокальная. Здесь мы представили целый ряд опер в концертном исполнении: попробовали то, что собираемся продолжить в следующем сезоне, но уже в Большом зале, где будут исполняться знаменитые веристские оперы Пуччини, Леонкавалло, Масканьи.
Аналогичная история и с Театральным залом, который имеет так называемую «речевую акустику». До сезона 2005/06 здесь в основном проводились театральные мероприятия, но поскольку этот зал принадлежит Дому музыки, то и музыка должна быть здесь представлена, и мы стали насыщать его особыми музыкальными проектами. В нем мы будем проводить серию авторской песни с участием Александра Дольского, братьев Мищуков, Татьяны и Сергея Никитиных. Кроме того, там можно будет делать проекты в жанре «модерн данс», акустические концерты известных рок-музыкантов, которые могут там появляться с необычными проектами. Коллективы, играющие модерн-джаз, world music, которые, на наш взгляд, не соберут аудиторию Светлановского зала, мы тоже можем представлять и в этом зале на 500 мест. В итоге количество концертов выросло, и сегодня ситуация такова, что Дом музыки продюсирует более пятидесяти процентов всех событий, которые происходят в его залах. Это очень серьезный результат, которым мы вполне можем гордиться.
Могу сказать, что только благодаря экспериментам, которые мы осуществили в этом сезоне, у нас родились очень интересные проекты для следующего. Например, мы провели концерт ансамбля Дмитрия Покровского и на следующий сезон уже сделали их персональный абонемент. 7 января очень удачно прошел Рождественский концерт хора «Благовест», и они сами предложили прекрасную идею цикла «Библия для детей». Проанализировав «музыкальную составляющую» Театрального зала, мы пришли к выводу, что там очень хорошо приживутся джазовые проекты. Мы связались с нашим выдающимся джазменом Алексеем Козловым, и он предложил шикарную серию «Джаз, рок и медные трубы».
-- Придумывая особенный «профиль» для каждого из трех залов, определяя формат и список направлений и жанров, которые могут быть здесь представлены, вы ищете какие-то новые подходы к программированию абонементных циклов?
-- Мы разделили их на три условные категории -- собственно абонементы (более доступные по цене), абонементные серии (они дороже) и циклы, которые продаются как отдельные концерты, но объединены одной идеей. Например, мы будем проводить цикл под условным названием «Знаменитые хоры мира». Хоровое искусство сегодня представлено всерьез пока только на Пасхальном фестивале. И мы решили, что подобный проект может снова поднять хоровую культуру, которая у нас была всегда. В этом проекте найдет отражение и одно из направлений нашей международной деятельности. Проводить его мы будем совместно с посольствами тех стран, чьи хоровые коллективы будут представлены в данном цикле. В течение этого сезона у нас завязались отличные отношения со многими посольствами, и круг наших международных партнеров мы намерены активно расширять. В альянсе с американским посольством мы очень успешно провели концерт звезды джаза Дайаны Ривз и команды The Harlem Jazz and Blues Band, кроме того, Дом музыки выступил организатором музыкальной части приема, который проводил посол США в России в Спасо-Хаусе. Для участия в концерте мы пригласили российских звезд нового поколения -- виолончелистов Бориса Андрианова и Дениса Шаповалова, пианиста Петра Айду, певицу Ларису Костюк и скрипача Гайка Казазяна. Все они постоянно выступают в концертах Дома музыки.
Есть новшества и в системе продаж абонементов. Мы пошли на некоторый риск и теперь выпускаем не только билетные книжки, как раньше, а еще и единые электронные билеты -- один бланк на целую серию. На входе в залы мы установим терминалы, через которые будут проходить обладатели электронных билетов. Помимо удобства, это даст возможность вести более точный учет публики. Кроме того, мы одновременно запустили в продажу и абонементы, и билеты на отдельные концерты абонементных серий, которые можно купить, не дожидаясь закрытия продаж абонементов.
-- У вас есть примерная сводка абонементных продаж?
-- Большим успехом пользуются академические концерты. Это абонементы Национального филармонического оркестра России «Шуберт и Рихард Штраус» и «Европейский и русский модерн». В этих абонементах представлены очень интересные программы, зачастую с необычным сочетанием композиторских имен и произведений, и, конечно, великолепные дирижерские имена: это и художественный руководитель оркестра, президент Дома музыки Владимир Спиваков, и зарубежные дирижеры Джеймс Конлон и Ион Марин, и такие известные солисты, как Александр Гиндин и Хибла Герзмава. Популярны среди нашей аудитории детские абонементы, над формированием которых мы очень тщательно работали. Очень любопытный абонемент «...и оживают куклы», куда мы привлекли не только московские, но и иногородние театры, музыкальные спектакли для детей мы разделили на две возрастные категории -- для самых маленьких и младших школьников, кроме того, мы пригласили замечательного актера и телеведущего Павла Любимцева провести свой персональный литературный абонемент. Из музыкальных проектов я бы отметил традиционный абонемент Международного благотворительного Фонда Владимира Спивакова.
-- Как можно расширять региональную деятельность Дома музыки, привозить, например, в Москву оркестры и ансамбли из Санкт-Петербурга и провинции?
-- У нас уже есть совместные разработки по организации концертной деятельности в других городах. Мы считаем, что и Дом музыки должен быть в регионах, и регионы должны быть в Доме музыки. Это то, что невероятно разовьет рынок, поднимет интерес аудитории. Сегодня мы уже активно работаем с Самарой, Новосибирском, Санкт-Петербургом. Но пока наша региональная деятельность носит выборочный характер. А надо из этого выстроить целую систему. Я считаю, к примеру, что в Москве плохо знают петербургских музыкантов, а в Питере не так хорошо, как хотелось бы, московских. В связи с чем у меня и моих партнеров в Питере возникла идея сделать цикл -- что-то вроде музыкального приношения музыкантов северной столицы Москве.
Дом музыки сейчас будет проводить в год порядка 500 концертов. Такой оборот музыкальной продукции требует очень жесткой системы планирования. Чтобы привозить музыкантов из других городов, нужно иметь средства. Организационно мы можем с этим справиться, но в финансовом плане это довольно тяжело. Ведь сейчас из Новосибирска оркестр привезти -- это то же самое, что привезти оркестр из Европы: цена на авиабилеты примерно одинаковая. Без спонсора это сделать нереально. И без поддержки самих регионов -- тоже. При всем при том сегодняшняя жизнь регионов -- очень живая. А ведь есть еще и ближнее зарубежье, не говоря уже о Европе и Америке. Наша задача -- показать срез, дать публике максимально полную картину того, что происходит в музыкальном искусстве и в России, и на Западе.
-- Но пока в академические абонементные серии гастролеры не входят.
-- Входят, но в небольшом количестве. Один из наших абонементов -- «Искусство камерных ансамблей» -- полностью состоит из концертов зарубежных коллективов. Мы представляем в рамках этого абонемента лучшие струнные квартеты мира, среди которых и знаменитый Джульярдский струнный квартет, которому уже 50 лет, и замечательный французский Квартет имени Изаи, и Копельман-квартет, созданный два года назад нашим бывшим соотечественником Михаилом Копельманом, живущим ныне в Лондоне. Наша главная задача состоит не в том, чтобы насытить сезон концертами раскрученных артистов. Мы стремимся к тому, чтобы наш выбор -- выбор Дома музыки -- всегда и во всем был гарантией качества, профессионализма, чтобы публика научилась доверять нашему выбору, вне зависимости от того, знакома она с именем исполнителя или нет.
-- Вы должны как-то бороться с этой инерцией, у вас должны быть собственные пиар-возможности.
-- Вопрос не в борьбе, а в планомерной, поступательной работе. И расширение пиар-возможностей -- это только одна из задач. Мы активно в этом сезоне начали работать с нашей публикой. Проводим анкетирование, делаем адресную рассылку по созданной базе данных, и это дает свои результаты. Информацию можно донести до публики разными способами, но в каждом отдельном случае нужно выбрать именно тот, который гарантированно сработает.
-- Кстати, как вы подружились с Филармонией, и какие у вас планы сотрудничества?
-- Они отчасти уже реализованы. Наши директора -- Алексей Алексеевич Шалашов и Виталий Леонидович Матросов познакомились год назад на конференции Ассоциации директоров концертных организаций. Сегодня все начали задумываться о том, что надо как-то выстраивать общую концертную жизнь. И наш альянс с Филармонией -- один из первых и важных шагов на этом пути. Сейчас мы уже сделали три совместных абонемента для нашего Камерного зала. Кроме того, наши отношения с Филармонией мы планируем выстраивать и как с агентом известных артистов. У нас уже есть такой опыт, и мы считаем, что работа с артистами через агента -- это единственный способ установления цивилизованных отношений на музыкальном рынке.
-- В России довольно большой рынок артистов, но на них недостаточный спрос. Как-то можно решать эту проблему?
-- Есть общий мировой спад потребления при перенасыщенном рынке артистов, отчасти это связано с возросшими гонорами. И эта проблема здесь в какой-то степени тоже существует. Чтобы сбалансировать эту строну концертной жизни, должны появляться новые залы и агентства, продюсеры должны придумывать новые возможности для представления артистов. Основная проблема заключается в пока еще недостаточно большом и разнообразном рынке программ.
Мы очень рассчитываем на то, что все-таки будет принят закон о меценатстве. Это бы значительно облегчило жизнь всей культурной среды. Кроме того, мы планируем создать попечительский совет Дома музыки, который будет собирать средства и распределять их.
-- С одной стороны, существует нехватка средств, а с другой -- воспоминания о звездных концертах за сумасшедшие гонорары, которые уже стали характеристикой московской концертной жизни.
-- Было такое время, но сегодня ситуация иная. Конечно, возникают отдельные концерты, на которые продюсеры продают очень дорогие билеты, компенсируя сумасшедшие гонорарные суммы звезд и пытаясь заработать. Но Дом музыки в этом смысле занял совершенно твердую позицию: одна из наших задач -- объяснить всем, что мы серьезная концертная организация, что мы не стремимся к легкой наживе и не зарабатываем большие деньги на раскрученных артистах. Мы готовы платить гонорары, но не космические, а реальные, соответствующие нашим возможностям, и будем придерживаться такой позиции и впредь. У нас на сегодняшний день -- колоссальное количество идей и планов и огромное желание работать в том направлении, которое мы для себя определили.
|