|
|
N°132, 25 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Наш папа – бразильскоподданный
Несостоявшаяся футбольная слава Остапа Бендера
Буквально на днях бразильцы в шестой раз подряд (!) стали чемпионами мира по пляжному футболу. О боже, как же надо патологически-маниакально любить эту незамысловатую игру, чтобы по колено в раскаленном песке гонять на солнцепеке мячик, не разу не взглянув на текущий рядом прохладный океан!
Нет равных по красоте, мощи и изяществу бразильскому футболу. Единственная футбольная держава, которая может соответствовать бразильцам, и то исключительно из вековой ненависти, это, конечно, Португалия. Потрясающий Эйсебио в 60-х годах вырвал у бразильцев мировой чемпионский титул, и с тех пор что-то надломилось в их регулярной уникальности.
В этом бразильско-португальском единоборстве есть свои исторические корни. Я заранее извиняюсь перед читателем за свою неуместную эрудицию, но вынужден сообщить, что в день рождения Ленина, правда, в 1500 году, каравеллы португальского мореплавателя Педру (или Педры, не знаю, склоняется ли его имя) Кабрала (или Кабралы, не знаю, склоняется ли его фамилия) появились у берегов нынешней Бразилии, говоря шершавым языком географов -- «открыли» ее. Чем навсегда закрыли все остальные пути к расцвету мирового футбола, и прежде всего российского.
Зыбкая мечта Остапа Бендера покорить Рио-де-Жанейро помимо всех прочих гениально описанных авторами желаний, я уверен, диктовалась и страстной надеждой увидеть бразильский футбол в «родных его стенах». Ведь не случайно Ильф и Петров, ни черта не смысля в футболе, интуитивно снабдили Бендера именно бразильским направлением вожделения.
По сюжету Остап Бендер турецкоподданный -- Остап Сулейман Берта-Мария и т.д.
При чем здесь турки? Просто, очевидно, из цензурных соображений авторы постеснялись обнародовать истинные корни бендеровской национальности. Конечно, он из бразильцев и, уверен, не без футбольной наследственности. Судите сами.
Великий Пеле -- Эдсон Арантис ду Насименту.
Легендарный Гарринча -- Мануэл Франсиску душ Сантуш.
Можно плохо играть в футбол под такими именами?
А у нас? Малофеев… Пердаков (правда, он из второй лиги).
Я болею футболом с детства, болею за футбол вполне серьезно, и мой опыт перевалил за полвека. Я много видел игр, я часто сердечно переживал, я неоднократно влюблялся в игроков и целые команды, но, если говорить чуть-чуть серьезно, только у бразильцев футбол -- это ИГРА! Игра, а не бойня, заработок, престиж национального флага и т.д. Мне, приписанному к театральному цеху, так очевидна родственность наших артистических профессий. Это по эмоциям и публичности. А техника! Куда там! Нужен новый Вахтангов, вернее свежий Вахтангов, потому что сегодняшний бразильский футбол -- это уже не футбол, а что-то космическое. Они ногами играют как руками. Красота!
Александр Ширвиндт, народный артист России, болельщик с 1949 года