|
|
N°130, 25 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ахмадинежад и Туркменбаши пытаются подружиться
У них много общего и много газа
Сегодня заканчивается двухдневный визит в Ашхабад президента Ирана. Это первая поездка Махмуда Ахмадинежада в Туркмению с тех пор, как год назад он победил на президентских выборах. Если учесть традиционно близкие отношения между соседними странами, столь длительная пауза красноречиво свидетельствует о не слишком высоком уровне доверия между Ираном и Туркменией. В частных беседах Туркменбаши не скрывал, что рассчитывал на возвращение на президентский пост в 2005 году Али-Акбара Хашеми Рафсанджани, с которым у него сложились особые отношения, обусловленные общими, в том числе коммерческими, интересами.
Туркмено-иранские переговоры были посвящены сотрудничеству в газовой сфере. Обе страны обладают огромными запасами природного газа, при этом основные месторождения сырья в Иране находятся на юге страны. Снабжение северных регионов Ирана обеспечивается отчасти поставками туркменского газа по построенному в середине 90-х годов газопроводу Корпедже -- Курт-Куи, мощностью 8 млрд кубометров в год. Несмотря на то что в 2005 году Иран ограничил закупки туркменского газа объемом в 5,3 млрд кубометров, Ашхабад стремится увеличить поставки сырья соседям до 13 млрд кубометров. Сапармурат Ниязов ставит вопрос об увеличении стоимости своего газа с 44 долл. за тысячу кубометров до 80--85 долл. Этим Ашхабад демонстрирует Тегерану свое особое расположение, ведь отпускная цена газа для России и Украины, установленная им после исполнения текущих контрактов, определена в 100 долларов.
Правда, на сегодня переговоры между Ашхабадом и Москвой, а также Киевом зашли в тупик, и, как считают информированные источники "Времени новостей" в Москве, Туркменбаши накануне приезда Ахмадинежада в подкрепление своих требований решился на демарш, приостановив на восемь дней поставки газа в Россию. Однако время для этой демонстрации, как считают наши источники, выбрано не слишком удачно, поскольку российские подземные газохранилища сегодня заполнены, и недостача туркменского газа не скажется на состоянии российского газового баланса.
Среди других тем переговоров в Ашхабаде окажутся вопросы сотрудничества в строительстве большого электроэнергетического комплекса на севере Ирана. Туркмения на приемлемых условиях может стать потребителем вырабатываемой там энергии. С другой стороны, Иран заинтересован в совместном производстве сжиженного газа на туркменской территории.
Туркменбаши и Ахмадинежад должны обсудить и проблему раздела Каспия, которая ждет решения уже второй десяток лет. Ашхабад, где еще во втором квартале этого года должна была состояться очередная встреча представителей Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркмении из Специальной рабочей группы по Каспию, уклонился от ее проведения. Не исключено, что президент Ирана в рамках обсуждения, как сказано в сообщении туркменского официоза, "актуальных вопросов современности", захочет добиться от Ниязова поддержки позиции Тегерана в конфликте на Ближнем Востоке. Как всегда в подобных случаях, туркменский вождь скорее всего уклонится от этого публично, сославшись на нейтральный статус своей страны.
Аркадий ДУБНОВ