|
|
N°130, 25 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ложный образ для самолета президента
В России через год появится новая система защиты авиалайнеров
На завершившемся в воскресение международном аэрокосмическом салоне «Фарнборо-2006» в пригороде Лондона на фоне конкурентной борьбы мировых авиационных держав осталась практически незамеченной тема, которая становится актуальнее с каждым днем. Речь идет о защите самолетов и вертолетов, как военных, так и гражданских, от различных ракет, прежде всего переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК). О том, каково состояние соответствующих систем защиты в мире и каковы перспективы их развития, обозреватель «Времени новостей» Николай ПОРОСКОВ беседовал в Фарнборо с конструктором российской системы доктором технических наук, профессором, лауреатом Ленинской и Государственной премий СССР Александром КИСЛЕЦОВЫМ.
-- Александр Васильевич, год назад на салоне в Ле-Бурже вы говорили мне о проводящихся интенсивных исследованиях в сфере защиты летательных аппаратов от ПЗРК, столь любимых террористами. Появилось что-то, как говорят в промышленности, "в железе"? Что это за оружие?
-- ФГУП НИИ «Экран» в Самаре, где я работаю, предлагает комплекс обороны, который устанавливается на отечественные и зарубежные самолеты и вертолеты. Комплекс -- это совокупность систем или набор детекторов, которые определяют прежде всего факт атаки ракеты. Если у нее тепловая головка самонаведения -- по мощному источнику ультрафиолетового или инфракрасного излучения от двигателя. Если головка радиолокационная -- определяется наличие радиолокационного облучения от нее. При этом в несколько ступеней селектируются ложные цели, за которые иногда принимались солнечные лучи и даже сварка. Программы надежные, вероятность того, что мы засечем ложную цель, крайне мала. Есть детектор, который сигнализирует о том, что наш летательный аппарат облучается лазером. Например, лазерным дальномером. Это тоже говорит о факте атаки, о старте ракеты. Все эти детекторы находятся на борту защищаемого самолета или вертолета.
Система управления обрабатывает сигналы и в автоматическом режиме включает средства противодействия. Прежде всего выбрасываются тепловые или радиолокационные ложные цели. Я посмотрел здесь на выставке все вертолеты разных стран, и все они оборудованы устройством выброса ложных целей. Самолеты не все. Есть в составе комплекса обороны станция радиолокационных помех, если вертолет атакуется радиолокационной головкой наведения. Но наиболее эффективна станция оптико-электронного подавления (СОЭП). Она противодействует ракетам с тепловыми головками самонаведения, которые имеются в составе практически всех ПЗРК. СОЭП могут быть построены на тепловых лампах или лазерах. Те и другие создают кодированное тепловое излучение, которое вносит помехи в систему управления ракеты. В результате она теряет цель. Другими словами, помехи создают в головке ложный образ цели, совпадающий с тем образом, на который она действительно нападает, но находящийся в других координатах. Ракета перенацеливается на несуществующий объект, теряя из виду реальный. Наиболее эффективны системы с лазерным излучением, хотя они несколько тяжелее, чуть больше потребляют энергии. Поэтому на самолеты лучше ставить лазерную систему, на вертолеты -- ламповую.
-- В каком состоянии комплекс обороны сегодня?
-- Ряд его элементов уже производится серийно, комплекс в целом проходит летные испытания. Все автономные испытания, в том числе на вибрацию, температуру, уже проведены. Испытания должны быть завершены примерно через год.
-- Где они происходят?
-- Все системы, в том числе и те, что предлагаются на экспорт, проходят испытания в России. Поскольку наши комплексы обороны планируется устанавливать на технику, созданную в рамках государственного оборонного заказа, испытания проходят на полигонах Министерства обороны. Где именно, я не хотел бы уточнять. Когда подтвердим все характеристики, система будет предлагаться на экспорт. Россия экспортировала в разные страны тысячи вертолетов, и дооборудование комплексом обороны, естественно, лучше делать стране-производителю. Вместе с вертолетными фирмами думаем, как разместить на машинах комплекс обороны, каким странам какую комплектацию предлагать. И нужно будет наладить серийный выпуск уже всех составляющих компонентов.
-- На такую актуальную систему уже сейчас могли бы быть заказы...
-- Все заказы поступают к нам по линии «Рособоронэкспорта». Туда уже пришло достаточно большое количество заявок. С «Рособоронэкспортом» целых три года мы проводили агрессивный маркетинг, это дает плоды. Выставка в Фарнборо показала, что проблема защиты летательных аппаратов весьма актуальна, а разработчиков таких систем немного -- буквально две-три фирмы: американская Northrop Grumman, английская Bae systems. У нас есть своя ниша.
-- Кто прислал заявки, кто заказчики?
-- Пока рано об этом говорить вслух. Как, впрочем, и о цене. Это прерогатива государственного посредника. Одно могу сказать: наши цены не превышают, а иногда и ниже цен конкурентов.
-- Но конкуренты публикуют свои цены.
-- В том, что опубликовано, очень сложно разобраться. Обычно говорят о стоимости контракта, но не говорят об условиях подписания. В контракте же могут быть указаны продажная цена какой-то единицы, обслуживание лет на 20, запасные части, обучение, тренажеры и так далее. Вычленить из этого стоимость продукции сложно.
-- Но вы же человек опытный и можете прикинуть.
-- По лазерным системам американцы объявляли о выпуске порядка тысячи систем, одна штука будет стоить примерно миллион долларов. Мы не можем конкурировать на рынке и оперировать ценами, большими, чем у наших конкурентов. Наша цена заметно ниже.
-- Гражданской авиации вы тоже будете продавать свои системы защиты?
-- Наш комплекс обороны рождался как техника военного назначения. В гражданской авиации требования безопасности выше -- речь идет о сохранении жизни большого количества людей. С рядом авиационных фирм, в частности КБ им. Ильюшина, работаем над возможностями установки комплекса на гражданские самолеты.
-- Что вы обещаете заказчикам?
-- Если произойдет террористический акт с использованием ПЗРК, с самолетом с очень высокой вероятностью ничего не произойдет, пассажиры будут спасены.
-- Судя по тому, что вы оставляете автомат выброса ложных целей, полную гарантию своей лазерной системе вы не даете?
-- У американцев, как и у нас, параллельно лазерной системе стоит автомат выброса ложных целей.
-- В чем радикальное отличие вашей системы от продукции конкурентов?
-- В идее разницы нет. Принцип создания ложного изображения в головке самонаведения известен давно и даже описан в учебниках. У американцев система есть, но не они у нас украли, не мы у них. Радикальное отличие лишь в техническом исполнении: мы используем газовый лазер, они -- твердотельный. Газовый, как правило, больших размеров, потребляет чуть больше энергии. Твердотельный проще в обслуживании. Но по конечным показателям, по эффективности своего защитного действия у нас и американцев достаточно близкие системы. Преимущество российской системы перед европейцами хотя бы в том, что наша уже существует. Европа на этой выставке демонстрирует только движение в этом направлении, «живого» ничего нет. Год назад в Париже были представлены и израильские разработки, однако в Фарнборо никаких попыток что-то представить Израиль не сделал. Реальную систему, установленную на вертолете «Апач», представили только американцы -- как они утверждают, действующую. Но они говорят, что еще проводят испытания. Мы свою систему не представляли по разным причинам. Европейцы ссылаются на работы департамента электроники ЕАДС, однако результатов не представили. В Париже в прошлом году они представили слабенький... даже не макет, а некую картонную версию. В этот раз были уже картинки, рекламные материалы. В разговоре я выяснил, что у них идет стадия исследований. Я замахнусь на смелый прогноз. Американцы будут обеспечивать прежде всего свой рынок. Такие высокотехнологичные вещи, как комплекс обороны от ракет, они не торопятся распространять по широкому рынку. Европе же еще далеко до конечного продукта. У нас же все реально.
-- Много места занимает ваша система в летательном аппарате?
-- В самом полном наборе комплекс обороны весит около 300 кг. Для вертолета среднего и малого класса необязателен полный набор опций.
-- В связи с появлением таких систем обороны невольно возникает вопрос: что, раньше самолеты президентов и вообще первых лиц государств летали без какой-либо защиты?
-- Для первых лиц государств эта проблема становится очень актуальной. Вопрос безопасности специальных самолетов и пассажирских вообще-- все острее. Я документы не видел, но получил информацию от компетентных людей о том, что принято решение: через два года запретить полеты над территорией США всех (!) самолетов, не оборудованных системами защиты. В свое время ведь был же введен запрет на полеты самолетов, не оборудованных приемниками глобальной навигационной спутниковой системы GPS. И все самолеты в мире до единого получили такие приемники.
-- Оборудование российских самолетов системами защиты обойдется в большую сумму?
-- Трудно сказать, но я думаю, что авиакомпании будут оборудовать свои самолеты комплексами, оптимальными по критерию "эффективность -- стоимость".
-- То есть вашими?
-- Мы бьемся за это. Тем более что у нас уже есть экспортный контракт. Хотя есть пример, не очень эту уверенность поддерживающий: вся российская авиация оснащена американскими станциями GPS. Хотя были и российские разработки. Еще пример: станции предупреждения о столкновении в воздухе тоже не российские. И я вижу задачу выиграть конкуренцию при оснащении, прежде всего отечественных пассажирских самолетов. К такому оснащению все идет.
-- И все же, сегодня самолеты первых лиц государств, в том числе президента России, имеют системы защиты от ПЗРК?
-- Конечно, конечно. Но лазерных как наиболее эффективных пока нет, это точно. Какие именно там средства, этот вопрос не обсуждается и не дискутируется. Даже в общих словах. Поскольку это не только неэтично, но и преступно.
|