|
|
N°129, 24 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Наши в тумане
Большой театр и Мариинка уехали в Лондон
Завтра, 25 июля, на сцене лондонского театра «Ковент-Гарден» начинаются гастроли Большого театра, приуроченные к юбилейной дате -- прошло ровно 50 лет с тех пор, как Большой впервые приехал в Великобританию с балетной труппой.
Нынешняя балетная программа гастролей насыщенна и разнообразна. Большой везет и свежую «Золушку» Прокофьева в постановке Юрия Посохова, и «Светлый ручей» Шостаковича в постановке Алексея Ратманского, и пышную «Дочь фараона» Пьера Лакотта, и «Лебединое озеро» в редакции Юрия Григоровича, и «Дон Кихот» Петипа, и одноактные балеты -- «Игру в карты» Ратманского, «Пиковую даму» Ролана Пети и «Симфонию до-мажор» Джорджа Баланчина. В роскошном списке солистов -- Николай Цискаридзе, Светлана Захарова, Светлана Лунькина, Мария Александрова, Сергей Филин и другие.
Оперная программа гастролей Большого не столь масштабна по количеству наименований, но зато вполне может похвастать размахом самих постановок, предлагаемых на суд и к удовольствию лондонской публики. В расписании -- четыре даты представлений и два названия. Оба принадлежат к корпусу русской оперной классики, который в идеологии Большого занимает вполне особенное место. И хотя не вся «русская» продукция театра в последние годы пользовалась успехом у критики и публики, две стратегии оперного поведения в арстроении репертуара прослеживались довольно отчетливо. Они и будут представлены в Лондоне одновременно лаконично и картинно. Первая -- это музейная работа по сохранению советского «Большого оперного стиля». В Британию отправятся не все ее плоды -- только «Борис Годунов» Мусоргского в пышной постановке 1948 года (возобновленной не так давно под руководством Михаила Панджавидзе) при одном взгляде на которую начинает учащенно биться сердце не только местных оперных традиционалистов-ревнителей, но и многих специалистов, способных по достоинству оценить антикварную ценность спектакля. Вторая линия оперной работы Большого над русским оперным наследством -- актуальная. Ее представлять отправлен вполне нарядный и сильный, не без заносчивости и наворотов сделанный спектакль Франчески Дзамбелло и Георгия Цыпина «Огненный ангел» Прокофьева. При этом составы, которые будут петь в Лондоне оба спектакля, -- и музейный, и актуальный -- собраны так, чтобы ни одна краска оперной труппы Большого не осталась не замеченной. Лондон услышит и Владимира Маторина, и Романа Муравицкого, и Елену Манистину, и Вадима Лынковского, и Максима Пастера, и Татьяну Смирнову, и даже Карину Сербину. Гастроли Большого продлятся до 19 июля.
А тем временем в Лондон уже приехал Мариинский театр во главе с Валерием Гергиевым. Сам вездесущий маэстро продирижирует в эти дни всеми пятнадцатью симфониями Шостаковича в Барбикан-центре. А на сцене лондонского «Колизеума» Мариинка представит фестиваль «Шостакович на сцене» (до 29 июля), в программу которого включены оперетта «Москва-Черемушки» в полуконцертном варианте, три одноактных балета («Барышня и хулиган», «Ленинградская симфония», «Клоп»), новый, с иголочки полнометражный «Золотой век» в постановке Ноа Гелбера и две оперы -- «Катерина Измайлова» (переделанная автором «Леди Макбет Мценского уезда») и главный герой программы «Нос» в постановке Юрия Александрова. Этот спектакль уже поразил своим видом, в частности, парижскую «Опера Бастий», своим звучанием -- московский зал Чайковского, и Лондон, надо думать, не останется к нему равнодушен.
Юлия БЕДЕРОВА