|
|
N°128, 21 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Неформально
Лидеры СНГ сходят на скачки и обсудят будущее постсоветского пространства
Сегодня в Москве открывается двухдневный неформальный саммит СНГ. Вчера участие в нем подтвердили президенты десяти из двенадцати приглашенных государств. Глава Туркмении Сапармурат Ниязов решил не прерывать отпуск и как следует отдохнуть на побережье Каспийского моря. Противоречивые сообщения поступали относительно планов президента Украины Виктора Ющенко. Он выразил готовность принять участие в саммите, однако окончательное решение зависит от непростой внутриполитической ситуации в стране.
Неформальный статус саммита не предполагает подписания всеобъемлющих документов. Тем более что само заседание, как ожидается, будет не очень длинным, а ключевым мероприятием станет посещение главами государств Московского ипподрома -- там пройдут скачки на приз президента России.
Тем не менее на заседаниях за пределами ипподрома лидерам стран Содружества будет предложена не менее интересная тема для обсуждения. Как сообщил глава казахстанского МИДа Касымжомарт Токаев, президент Нурсултан Назарбаев «подготовил к московскому саммиту программный документ по реформированию СНГ». Помощник российского президента Сергей Приходько также считает, что «в неформальной обстановке, без четко утвержденной повестки дня можно поговорить о путях реформирования СНГ».
В Минске перспективы СНГ оценивают оптимистично. Пресс-секретарь МИД Белоруссии Андрей Попов подчеркнул накануне московского саммита, что, по мнению белорусского лидера Александра Лукашенко, «у Содружества есть будущее, и сейчас необходимо определить еще раз те направления, по которым мы будем сотрудничать». Президент Таджикистана Эмомали Рахмонов также уверен в том, что «СНГ рано списывать».
Одна из интриг саммита -- приезд в Москву грузинского президента. Как известно, Тбилиси за последние дни сделал ряд резких шагов в адрес Москвы. Правительство Грузии решило отозвать свою подпись под двусторонним протоколом о присоединении России к ВТО (и объявило об этом накануне саммита «большой восьмерки» в Петербурге), а парламент постановил поскорее выдворить российских миротворцев из Абхазии и Южной Осетии. И Михаил Саакашвили, судя по всему, хотел бы обсудить с Владимиром Путиным состояние двусторонних отношений. Но официального подтверждения такой встречи вчера еще не было. В начале недели Сергей Приходько заявил журналистам, что «просьба (со стороны Тбилиси о встрече президентов. -- Ред.) такая есть», а «к просьбам господина Саакашвили мы всегда относимся с повышенным вниманием». При этом помощник российского президента подчеркнул, что «смысл переговоров должен сводиться не к созданию какой-то дымовой завесы, а к реальным результатам в деятельности государств и политических деятелей, к пониманию ими полной ответственности за то, что они говорят». Поскольку в Кремле часто выражают сомнение в том, что грузинский лидер обладает этими качествами, Владимир Путин вполне может ограничиться разговором с грузинским коллегой где-нибудь на ипподроме. Тем более что проблема ВТО для Москвы сейчас «не горит» (переговоры с более серьезным партнером -- Соединенными Штатами -- удастся завершить самое раннее в октябре), а ускоренный вывод миротворцев в значительной степени проблема для самого г-на Саакашвили.
Петр ИСКЕНДЕРОВ