|
|
N°128, 21 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Все в автопром
Российский автомобильный парк прирастет иномарками
Одна из основных тенденций российского автомобильного рынка в первом полугодии -- заметный рост продаж новых иномарок и снижение ввоза подержанных, говорится в опубликованном вчера обзоре консалтинговой группы PricewaterhouseCoopers. Импорт подержанных иномарок сократился в физическом выражении на 36%, до 103 тыс. машин, а в денежном -- на 33%, до 1,4 млрд долл. В PWC это объясняют прежде всего введением ограничений по стандарту евро-2 и действием запретительных пошлин на ввоз старых автомобилей. В компании не исключают, что ситуация может измениться после вступления России в ВТО и отмены ряда пошлин, но все равно прогнозируют заметное снижение доли подержанных машин на рынке.
Физический объем продаж автомобилей в России увеличился по итогам первого полугодия на 12%, до 910 тыс., в денежном выражении рост составил 14%, до 12,1 млрд долл. Причем иномарок, собранных в России, по данным PWC, было продано на 39% больше, чем в первом полугодии 2005-го: 102 тыс. машин на 1,6 млрд долл. (в денежном выражении рост составил 53%). Впрочем, пока на долю этих машин приходится лишь 11,2% от общего числа продаваемых в России авто, хотя в прошлом году они занимали менее 9% рынка. Эксперт PWC Стенли Рут отмечает, что рост продаж иномарок российского производства является наиболее яркой чертой российской автопромышленности. Он уверен, что тенденция роста этого сегмента сохранится.
Заметно вырос объем продаж ввозимых в Россию новых иномарок -- на 61%, до 318 тыс. машин, что составляет более трети рынка. В денежном эквиваленте импорт увеличился на 29%, до 6,4 млрд долларов.
По количеству проданных машин по-прежнему лидируют отечественные марки -- 42,4% от общего объема рынка, однако реализация их в первом полугодии выросла только на 1%, до 386 тыс. штук, а в денежном выражении -- на 4%, до 2,6 млрд долл. (но это могло быть, в частности, обусловлено инфляцией). Г-н Рут отмечает, что их производство стагнирует.
PWC считает, что потенциал российского автомобильного рынка далеко не исчерпан: уже к 2010 году рост будет почти вдвое больше, чем в прошлом году, и достигнет 2,5 млн машин. Российский парк автомобилей в этот период может увеличиться до 30 млн машин (сейчас на 5 млн меньше).
PWC отмечает, что на российском рынке спрос смещается в сторону более дорогих автомобилей. Это происходит, в частности, благодаря росту доходов населения (в течение ближайших пяти лет они будут подниматься на 8,5--10,2% в год), а также ставшему более доступным автокредитованию. В компании планируют, что к 2010 году доля продаж автомобилей в кредит увеличится с 25 до 60%.
Компания прогнозирует, что развитие рынка в среднесрочной перспективе пойдет главным образом за счет новых иномарок -- как ввозимых из-за рубежа, так и собранных в России на предприятиях или СП мировых автоконцернов. PWC предполагает, что к 2010 году суммарная реализация импортных и собранных в России иномарок вдвое превысит объем производства отечественных машин. А импорт подержанных иномарок, уже теперь стремительно сокращающийся, будет сведен к минимуму и к 2010 году едва ли превысит 2%. В результате в ближайшие годы доля новых иномарок в российском автопарке вырастет до 30% (сейчас не превышает 20%).
В отчете отмечается, что повышение доходов среднего класса и сдвиг спроса в сторону новых иномарок открывают широкие возможности для международных автоконцернов. И основной прирост производственных мощностей в российском автопроме, который, по прогнозу PWC, в 2006--2010 годах составит 31%, обеспечат иностранные компании. Доля иностранных брендов в общем объеме российского производства за этот период вырастет с 13 до 39%. Этому будут способствовать значительный потенциал внутреннего рынка, относительно низкая себестоимость производства (по сравнению с показателем в европейских странах), госполитика поощрения инвестиций, в том числе в техноемкие и наукоемкие отрасли, каковой является и автопром. Кроме того, Россия как экспортер имеет большие возможности: это и обширные границы, и связи с бывшими союзными республиками, и хорошие отношения со странами Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона.
PWC указывает и на недостатки размещения в России производств зарубежных компаний: прежде всего на удаленность от основных поставщиков комплектующих и узкую их базу. PWC отмечает, что для успешного бизнеса в России недостаточно развита система логистики и коммуникаций, а эффективность производства остается низкой. Компания опасается, что негативную роль в развитии автопрома в стране сыграют распространенные мошенничество и коррупция, а также недостаточная правовая база для борьбы с этими явлениями, низкая репутация местного производства, которая может отпугнуть потребителя. Медвежью услугу развитию автопрома может оказать и господдержка отечественных производителей, которую PWC полагает не вполне оправданной.
Так что в среднесрочной перспективе внутренний российский автопром, согласно обзору PWC, будет стагнировать. Рынок будут развивать главным образом крупные зарубежные автоконцерны, увеличивая производство иномарок и импорт новых машин.
Анна ЛАНДЕР