|
|
N°128, 21 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Завтрак на воде
Джазовый фестиваль в шведской столице
Если остров -- это часть суши, со всех сторон окруженная водой, то джаз -- часть музыки, со всех сторон окруженная попсой. В 1980 году в Стокгольме эти два «островных» жанра соединили, и мероприятие под названием Stockholm Jazz Festival, большой, «живой» open-air, принялись проводить на острове Шепсхольмен. Он находится почти в самом центре города -- такова стокгольмская география, странная, но не иррациональная: ведь если Венеция «собрана» из каналов, то Стокгольм сделан из островов.
Стокгольмский джазовый фестиваль проводился с 1980 года ежегодно, но с перерывом в середине 90-х -- тогда на Шепсхольмен несколько лет возводили Музей современного искусства (в котором сегодня среди шведского авангарда приятно обнаружить пару работ Родченко и Шагала). В первые годы здесь выступали джазмены, и только джазмены, причем настоящие, акустические, и вообще звезды и гиганты вроде Диззи Гиллеспи и Стена Гетца. Со временем Sthlm Jazz (так он сокращенно называется) стал уже не столько исключительно джазовым событием, сколько чем-то вроде летнего праздника «взрослой» музыки вообще -- то есть поп-рока, соула, блюза и прочего. Тем не менее в программе фестиваля остаются, конечно, и реальные деятели импровизационной музыки. В этом году одним из первых выступавших был прославленный саксофонист Кенни Гарретт со своим новым квартетом.
Вообще-то в эти дни он уже должен выступать в московском «Ле Клубе» -- уверен, нашей публике понравится бешеный напор его квартета, узнаваемый звук сакса и его характерный, с восточными приправами, мелодизм. В Стокгольме коллектив исполнил несколько пьес из альбомов Songbook и Standard of Language, а также новые вещи -- из выходящего в конце августа альбома Beyond the Wall, материал которого навеян трехнедельным путешествием музыканта в Китай.
Колоссальный успех выпал на долю легендарного новоорлеанского соул-коллектива The Neville Brothers. Семейный подряд братьев Невилл активен уже три десятка лет, но за эти годы крепкие черные старики, кажется, не потеряли ни энергии, ни лиризма, а вокалист Аарон Невилл все так же изумительно выпевает высокие ноты, выжимая из слушателей слезы, всхлипы и объяснения в любви. Их сет состоял из всем понятной и приятной классики -- Amazing Grace, Ain't no Sunshine, Tippatino, Everybody Plays the Fool, также инструментальной версии Besame Mucho с солирующим саксофоном, и элвисовской Fever в расслабленном регги-варианте. В общем, это была такая настоящая, корневая негритянская душевность. Жаль, что The Neville Brothers до сих пор к нам не зазвали, у нас такое имеет большой успех, даже если имена исполнителей не слишком известны широкой публике.
Если в первый день фестиваля публики было просто много, то во второй образовалась какая-то сумасшедшая толпа: занято все, от скамеек до газонов. Люди пришли даже с маленькими детьми, чьи ушки были защищены смешными наушниками. Это, заметьте, в будний день. Ощущение такое, что полгорода слиняло с работы. Можно предположить, что так оно и было на самом деле.
Особый кайф для местной публики -- поющие женщины. Первый день закрывала некая Луиз Хоффстен -- ничего себе поп-рок, упругий и лиричный. Во второй день схожий жанр (только в более попсовом, стадионном виде) представила Лиза Мисковски, чей альбом спродюсировал Юаким Берг, вокалист главной на сегодняшний день шведской рок-группы Kent (впрочем, в наших брит-поп-кругах тоже весьма известной). Кучу народа собрало выступление Эвы Дальгрен, ныне очень популярной в Швеции. Она поет на шведском, и, по мнению местных слушателей, ее тексты «осмысленны, хотя и не без клише: природа, ветер, вода...». Наш респондент не без ехидства добавляет: «И в Финляндии ее тоже очень любят!»
Одного из явных хедлайнеров фестиваля, гитариста Билла Фризелла, зачем-то поместили в клуб -- некоторые мероприятия проходят параллельно на других площадках города, причем как в полдень, так и поздно ночью. Была в этом и своя логика: Фризелл -- это Фризелл, и его выступление само по себе событие, которое к досугу, траве и солнцу можно даже не приплетать.
Александр БЕЛЯЕВ, Стокгольм