|
|
N°196, 24 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Переизбыток силы
Ростовская область подсчитывает первые денежные потери от пуска РоАЭС
Загрузка на стопроцентную мощность Ростовской атомной станции стала одной из главных причин нынешнего переизбытка электроэнергии на Северном Кавказе. Вследствие этого другая крупная станция региона -- Новочеркасская ГРЭС -- вынуждена снижать объемы производства. Донские власти, считавшие до последнего времени пуск РоАЭС исключительно выгодным с точки зрения экономики делом, теперь столкнулись с падением объемов производства не только на НчГРЭС, но и у ее главных поставщиков -- «Ростовугля» и «Гуковугля». И без того проблемный «Ростовуголь», с его 25 тысячами шахтеров, к уменьшению закупок угля Новочеркасской станцией оказался явно не готов.
Необходимость достроить и запустить законсервированный после чернобыльской трагедии первый энергоблок РоАЭС всегда аргументировала в первую очередь дефицитом электроэнергии на Северном Кавказе. Дескать, если РоАЭС в ближайшие годы не заработает, то регион обречен жить в режиме хронических веерных отключений. В Ростовской области многочисленных противников пуска РоАЭС успокаивали еще и тем, что за соседство с экологически опасным объектом область получит приличную материальную компенсацию. В частности, на завершение строительства было потрачено несколько миллиардов рублей, часть из которых в виде налогов осела в казне области. Кроме того, сама Ростовская атомная станция, ныне переименованная в Волгодонскую, тоже обещает стать одним из самых крупных на Дону налогоплательщиков.
О возможных убытках от пуска РоАЭС никто из чиновников не говорил, хотя сельхозпроизводители очень боялись, что с пуском РоАЭС спрос на их продукцию существенно снизится.
Но первые потери от успешного запуска Ростовской атомной станции понес топливно-энергетический комплекс. В новых условиях оказалась менее востребована дорогая электроэнергия Новочеркасской ГРЭС. И хотя ее гендиректор Владимир Лукьянов активно боролся против снижения мощности станции, сейчас из восьми ее энергоблоков работают только три, да и то вполовину своей мощности.
Соответственно НчГРЭС вдвое сокращает свои закупки угля у донских шахтеров. По словам областного министра топлива и энергетики Сергея Назарова, если раньше в это время года Новочеркасская станция за квартал выбирала у «Ростовугля» и «Гуковугля» 800--1000 тыс. т угля, то сейчас на четвертый квартал запланировано всего 440 тыс. т.
В результате областная казна недосчитается налоговых поступлений сразу от трех крупных предприятий области: Новочеркасской ГРЭС, «Ростовугля» и «Гуковугля», а кроме того, осложнится и без того непростая социальная обстановка в шахтерских городах.
Впрочем, электроэнергия на Новочеркасской ГРЭС стала самой дорогой в регионе не без участия донских властей, которые помогли местным шахтерам за последний год вдвое увеличить тарифы на закупаемый станцией уголь. Тем самым чиновники поддержали самую проблемную донскую отрасль -- угольную. Однако с пуском РоАЭС их возможности по поиску для «своих» угольщиков дополнительных средств явно сузятся. На такой результат областное руководство вряд ли рассчитывало, поддержав два года назад идею пуска атомной станции.
Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону