|
|
N°127, 20 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Он сказал «Поехали!»
«Самый быстрый «Индиан» на московских экранах
Если бы вдруг режиссер Роджер Дональдсон попался на глаза бдительному полотеру -- герою Владимира Басова в «Я шагаю по Москве», то на его хрестоматийный вопрос «О чем рассказ-то?» режиссер мог с полным правом и без всякого смущения ответить: «О хороших людях». И в первую очередь об одном очень хорошем и увлеченном человеке по имени Берт Мунро. Вполне реальном и легендарном в определенных кругах персонаже, этаком мотоциклетном Кулибине, который почти всю свою жизнь по детальке, по винтику, вручную мастерил и собирал потрясающий мотоцикл модели Indian Scout. А разменяв седьмой десяток, наконец-то собрал -- и отправился за океан, в Америку, в штат Юта, где на просторах соляной пустыни Бонневиль-Флэтс проходят знаменитые мотогонки на открытых пространствах. И выиграл их, установив на своем верном «Индиане» мировой рекорд скорости. Словно вдоль по Питерской пронесся над землей.
Направляясь к месту гонок, Мунро пересекает всю Америку, и ни разу никому даже в голову не приходит вставить ему палки в колеса. Даже равнодушная к человеческому упорству природа -- и та не создает дополнительных трудностей: погода практически все время, что называется, шепчет. Единственный противник, с которым приходится столкнуться Мунро, его пошаливающее сердце, которому упорно не хочется покоя. Но и с недугами этот «гонщик серебряной мечты» как-то разбирается. Лучше всяких сердечных капель помогает свист ветра в ушах, когда несешься по бескрайним соляным пустошам на собственном «Индиане»!
Фильм неизбежно вызывает ассоциации не только с многочисленными кинобиографиями последних лет (создатели которых обращают свое внимание уже не только на безусловных гениев или злодеев, как было принято раньше), но и с совсем уж близкой по сюжету и духу «Простой историей» Дэвида Линча. Еще одной американской одиссеей немолодого человека, сентиментальным путешествием по огромной стране на причудливом транспортном средстве (у Линча был трактор, причем не самодельный, а заводской). Но в передвижениях линчевского старика Стрэйта было, конечно, куда больше повседневной метафизики, да и цель его путешествия никак не была связана со спортивными рекордами и желанием кому бы то ни было что-то доказывать. Он просто хотел увидеться с больным братом -- возможно, в последний раз -- и просто тихонечко посмотреть на звездное небо. По сравнению с ним экранный Мунро выглядит все-таки каким-то уж слишком правильным, целеустремленным и настойчивым.
А мог бы и вообще превратиться в ходячий лозунг «Терпение и труд все перетрут», если бы его не сыграл сэр Энтони Хопкинс. И сыграл отменно, не позволив себе ни разу пережать и сделать своего героя излишне сдобным, карамельным дедком с занятными странностями. Именно Хопкинс, представивший Мунро вполне живым и своеобразным человеком, все-таки выводит «Самого быстрого «Индиана» на уровень чуть более высокий, чем предполагал изначальный замысел. И несущийся по белой пустыне болид в конце концов на самом деле трансформируется в символ отчаянного и лихого продвижения к когда-то намеченной цели. Какой бы нелепой она ни казалась со стороны.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ