|
|
N°127, 20 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Монополия узаконена
Владимир Путин подписал закон об экспорте газа
Вернувшись с саммита «большой восьмерки», президент России Владимир Путин сразу подписал закон «Об экспорте газа». Документ, который был принят парламентом в рекордно короткий срок (с момента внесения в Думу до одобрения Советом Федерации прошло чуть больше месяца), изначально был приурочен к мероприятию в Санкт-Петербурге. Он рассматривался как превентивные меры Кремля в отношении требований Запада ратифицировать Энергетическую хартию, которая предусматривает равный доступ всех желающих к транспортировке газа, в том числе и на экспорт.
В справке к закону Государственно-правовое управление сообщает, что он «направлен на защиту экономических интересов Российской Федерации, выполнение международных обязательств по поставкам газа, а также на обеспечение энергетической безопасности и развитие топливно-энергетического комплекса».
Согласно закону природный газ, добытый на всех видах месторождений, признается стратегически важным сырьем, а его поставки за рубеж должны проходить через единый экспортный канал «в целях предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов РФ, защиты фискальных интересов и интересов энергетической безопасности государства». Функции экспортера закреплены за организацией -- собственником единой системы газоснабжения или ее 100-процентной «дочкой», то есть «Газпромом» и «Газэкспортом». Положения документа не касаются экспортеров газа, произведенного в рамках проектов, реализуемых на условиях соглашения о разделе продукции («Сахалин-1» и «Сахалин-2»), которые вступили в силу до его принятия.
Скорость, с которой законопроект превратился в закон, четко свидетельствует о прямой поддержке со стороны Кремля. Впрочем, следует отметить, что документ лишь фиксирует существующее положение вещей. «Газпром» является единственным поставщиком российского газа на экспорт. Против этого никто на рынке открыто и не возражал. «Мы полностью согласились с принципом единого экспортного канала еще год назад, когда подписали с «Газпромом» соглашение о сотрудничестве», -- заявили «Времени новостей» в НОВАТЭКе. ЛУКОЙЛ продает весь природный газ, который добывает в Ямало-Ненецком автономном округе, «Газпрому» на входе в ЕСГ по формуле цены, но не ниже 22 долл. за тысячу кубометров. А «Роснефть» готовится последовать этому примеру (соответствующее соглашение между компаниями находится в завершающей стадии). При этом закон ставит крест на любых проектах по экспорту сжиженного природного газа, которые могли бы реализовать компании без участия «Газпрома».
Вместе с тем независимые производители попытались использовать момент для того, чтобы зафиксировать обязательство «Газпрома» пустить их газ в экспортный портфель пропорционально объему поставок сырья на регулируемый рынок внутри страны. Однако это предложение, как и все остальные их поправки, было в беспрекословной форме отклонено.
Спешка, в которой готовился законопроект, сказалась и на чистоте некоторых формулировок. В частности, под определение газа, который должен идти через единый экспортный канал (добываемый из всех видов месторождений и транспортируемый по трубопроводам и в сжиженном виде), вполне подпадает и сжиженный углеводородный газ (СУГ). Нефтяники получают его после переработки попутного нефтяного газа и поэтому считают, что он не должен экспортироваться централизованно через «Газпром». Впрочем, при определенном толковании транспортировка СУГ вполне может рассматриваться как экспорт сжиженного газа, добытого из нефтяного месторождения. В одной из компаний, производящих СУГ, «Времени новостей» сказали, что опасаются не столько притязаний «Газпрома», сколько подвохов от различных контролирующих органов. Например, таможенников, которые могут просто запретить им самостоятельный экспорт на основании принятого закона. В газовом концерне от комментариев по этому поводу отказались.
Алексей ГРИВАЧ