|
|
N°127, 20 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ты меня не уважаешь?
Общественная палата повышает градус претензий к правительству
Удивительное равнодушние властей к происходящему по их же вине разрушению алкогольного рынка вновь обнажает едва ли ни самую острую для нынешней России проблему. За безграмотное вмешательство в экономику, за неквалифицированную управленческую деятельность, за отсутствие всякого желания признать свою вину и немедленно исправить ситуацию у нас не то что не с кого, а некому спросить. Волей-неволей в такой ситуации Общественная палата заменяет собой все гражданское общество вкупе с обеими палатами Федерального Собрания.
Вчера 37 членов ОП взяли на себя миссию от лица немалой части населения задать премьер-министру Михаилу Фрадкову сакральный вопрос: «Ты меня уважаешь?» Безусловно, не они первыми называют словом «безобразие» разрушение алкогольного рынка и опустевшие на 15-м году рыночных реформ полки винно-водочных отделов магазинов. Но в данном случае Общественная палата, похоже, не просто ретранслирует заявления участников алкогольного рынка, вот уже который месяц жестко критикующих правительство за неспособность воплотить в жизнь свою же идею автоматизированного учета и обеспечить всех производителей и продавцов новыми акцизными марками. Она напоминает правительству, да и Госдуме, что в России помимо переживших неграмотно подготовленную монетизацию пенсионеров и других социально обделенных слоев, есть уже довольно большая общность граждан, которые, с одной стороны, не нуждаются в социальной опеке, а, с другой, - не обладают силой углеводородного или металлургического лобби. И эта общность недовольна покушением на свои интересы со стороны государства. Даже если речь идет всего лишь о пустой винной полке между пока еще полными стеллажами с водкой и пивом.
«Обратиться с данным заявлением нас вынуждают исключительно интересы граждан России, то есть интересы потребителей, которые вот уже несколько недель видят в магазинах практически пустые полки винных отделов, будто некая машина времени перенесла нас в 90-е годы прошлого столетия», - говорится в письме членов ОП к премьеру. Подчеркнув, что «на фоне разговоров о необходимости борьбы с теневым рынком алкоголя происходит последовательное уничтожение рынка легального», авторы обращения задали г-ну Фрадкову вечные российские вопросы: «кто виноват?» и «что делать?» «Кому выгодно падение легального рынка алкогольной продукции? Когда ситуация на рынке будет соответствовать духу и букве закона? Попросту говоря, когда все это безобразие закончится?» - вопрошают они. Как пояснил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» один из авторов обращения, член комиссии ОП по вопросам конкурентоспособности, экономического развития и предпринимательства Сергей Абрамов, подобная стилистика послания обусловлена тем, что Общественная палата не хочет выступать в роли лоббиста какой-либо заинтересованной стороны. Именно поэтому в тексте документа отсутствуют конкретные рекомендации правительству по выходу из кризиса. Хотя, по словам г-на Абрамова, некие рецепты у ОП имеются, и палата готова озвучить свою позицию, если правительство согласится сесть за стол переговоров со всеми участниками рынка: производителями, импортерами, оптовиками и ритейлерами.
Без вина россияне остались по двум не зависящим от них обстоятельствам: экономическому и геополитическому. Помимо полного запрета на ввоз грузинских и молдавских вин, введенного чутко отреагировавшим на изменение санитарно-политической обстановки на южных границах главой Роспотребнадзора Геннадием Онищенко, дефицит спиртного вызван неподготовленным введением в действие поправок в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции». Провозгласив своей целью борьбу с нелегальным оборотом спиртного, кабинет министров ввел новые акцизные марки со штрих-кодом, теоретически позволяющим проследить путь каждой бутылки от производителя до потребителя при помощи Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС).
В соответствии с законом новые акцизные марки должны были выдаваться с 1 января 2006 года. Решив, что шесть месяцев -- вполне достаточный срок для того, чтобы производители и импортеры освоили новую технику, законодатели запретили продажу алкоголя с акцизными марками старого образца с 1 июля 2006 года. Однако новые марки появились на таможнях лишь в марте, нового оборудования для маркировки продукции не хватило на всех, система ЕГАИС постоянно дает сбои, парализуя оптовый рынок, а между тем огромное количество скопившегося на складах алкоголя 1 июля в одночасье стало нелегальным.
По данным Союза производителей алкогольной продукции, за минувшие полтора месяца убытки производителей превысили 1 млрд руб., а госбюджет недополучил 9 млрд руб. доходов. Что же касается импорта, то если раньше в Россию ввозилось более 650 млн единиц алкогольной продукции, то с 1 июля новых акцизных марок хватило на оклейку лишь 4 млн бутылок. Пессимистично настроенные эксперты уверяют, что все это уже в августе обернется в ряде регионов страны исчезновением с прилавков магазинов любого легального алкоголя.
Подобная перспектива, которой обрадовался бы разве что Егор Лигачев, боровшийся в 80-е годы с алкоголем как таковым, сегодня, похоже, пугает даже завзятых трезвенников. Во всяком случае подписавший обращение Общественной палаты к премьеру профессиональный нарколог Олег Зыков, возглавляющий фонд «Нет алкоголизму и наркотикам», посетовал в беседе с корреспондентом «Времени новостей», что искусственный кризис, причиной которого, по его мнению, стали громоздкие бюрократические процедуры, может привести к появлению на рынке огромного количества опасного для здоровья фальсификата. Тех самых суррогатов, с которыми призывал бороться президент Владимир Путин, на которого в свою очередь ссылались идеологи ЕГАИС и регулирования алкогольного рынка. То же самое, считает нарколог, можно сказать и о запрете грузинского вина. «С одной стороны, я согласен, что основная масса поставляемого в Россию вина из Грузии очень низкого качества, однако его отсутствие приведет к появлению еще более низкокачественных суррогатов», -- заявил г-н Зыков.
Его коллега по Общественной палате Сергей Абрамов более ориентирован на защиту интересов предпринимателей. Он считает, что правительству следовало бы разрешить торговать алкоголем со старыми акцизными марками еще как минимум в течение трех месяцев. По его словам, сейчас сложилась ситуация, когда оптовики вынуждены отправлять всю продукцию со своих складов обратно к производителям для оклейки новыми марками. «Там уже очередь стоит, и немаленькая. Причем смысла в этой оклейке никакого нет: система ЕГАИС не работает, поэтому даже с новой маркой эта бутылка по-прежнему нигде не учитывается», -- уверяет г-н Абрамов. От лица крупного бизнеса такую позицию поддержал вчера президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, предложивший и вовсе отложить на год введение автоматизированной информационной системы.
Но кабинет министров, похоже, не готов вести открытые переговоры как с производителям, так и с потребителями алкоголя. Пока во всяком случае правительственные чиновники предпочитают эпистолярный жанр. Своеобразным ответом на обращение Общественной палаты и предложение РСПП стало опубликованные вчера же письма Федеральной налоговой службы и Минфина с некоторыми уступками участникам алкогольного рынка. В этих документах дается разрешение и определяются условия перемаркировки алкоголя уже не на территории производителя, а на оптовых складах, где, по мнению экспертов, сейчас находится до 80 млн бутылок с акцизными марками старого образца.
Едва ли это половинчатое решение устроит производителей алкоголя и позволит уже в ближайшее время вернуть винным магазинам их привычный вид, ассортимент и ценники. Исправление ошибок правительства, которое ретиво бросается реализовывать инициативы, озвученные президентом, однако не затрудняет себя четкой проработкой предлагаемых мер и, кажется, не способно предвидеть будущий эффект от собственной деятельности, обычно занимает много времени и, как правило, заканчивается очередным витком инфляции. Достаточно вспомнить, что пенсионеров, которых в начале 2005-го затронула монетизация льгот, удалось успокоить лишь к середине года - причем во многом за счет отказа от основных положений реформы и троекратно выросших (против планировавшихся) расходов казны. Попытки государства ужесточить регулирование рынка долевого строительства жилья обернулись стремительным ростом цен на фоне резкого сокращения предложений - принятый в спешке закон сейчас так же спешно правят. Вот и сейчас ни у кого из участников рынка и отраслевых экспертов не вызывает сомнений, что когда вино, наконец, вернется на полки российских магазинов, цены на него окажутся выше на 20-30% по сравнению с тем, что покупатели видели до безграмотного государственного вмешательства.
Иван ГОРДЕЕВ, Александр ГУДКОВ