|
|
N°127, 20 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Телевидение равняется на аудиторию
Впервые за долгие годы руководители каналов перестали притворяться, что они делают замечательное телевидение для всех, и признались, что аудитория поменялась. Аудитория стала, если говорить открытым текстом, менее образованной, более маргинальной, менее платежеспособной. То есть у телеэкрана остались те, кто не может себе позволить других форм проведения досуга. Оттого такой интерес к низким жанрам. Именно это диктовало многое в политике руководителей каналов.
В этом сезоне резко разделились качественная документалистика (к которой я бы причислила и замечательный проект «Братство бомбы», его надо особо отметить, и очень знаковый проект, «Битва за космос», в котором российская компания впервые работала с Би-би-си и была соавтором на равных) и та, что можно назвать «пивной документалкой». Когда вступил в силу закон о том, что реклама пива разрешена после десяти часов вечера, пивные рекламодатели озаботились рейтингами именно в этом тайм-слоте. Именно поэтому вечерняя документалистика резко пожелтела.
Что касается сериалов, то «Доктор Живаго» Александра Прошкина -- это событие, не поданное каналом НТВ, угробленное им, но абсолютное событие. Его даже не назовешь сериалом, это многосерийный, телевизионный, художественный фильм в лучших традициях, которые были еще в Советском Союзе когда-то. Что касается «Мастера и Маргариты», тут можно говорить об огромных рейтингах, о фантастическом попадании канала в ожидания аудитории, о хорошей раскрутке. С точки зрения искусства это не сравнимые произведения, потому что, к сожалению, Бортко снял скромный сериал в духе 70-х годов, на большее не потянул, несмотря на огромный бюджет.
Среди сериалов «драмеди» «Не родись красивой» стоит совершенно особняком. И опять-таки по точности попадания в аудиторию. Потому что на этот сериал приходили люди, которые обычно сериалы не смотрят. Так что у всех каналов в этом сезоне была головная боль, чем перебить время с восьми часов вечера, а у канала СТС, как признался Александр Роднянский на недавней встрече с сетевыми партнерами, главная головная боль следующего сезона -- жизнь после сериала «Не родись красивой». Планка эта задана. И все каналы будут стремиться найти то «мыло», которое сможет держать сезон, как сериал «Не родись красивой» держал сезон на СТС. Плюс к этому, идет, конечно, активный поиск среди западных форматов. Кажется, у нас не осталось уже форматов, которые не скупили наши каналы.
В этом сезоне появились две принципиально новые программы. На канале «Культура» теперь выходит ток-шоу «Большие», а на канале MTV (не политическом, музыкальном!) вдруг сделали ток-шоу «Молодцы», обсуждающее нормальные, интересующие молодого человека вопросы: идентификацию поколения, образование... Мне кажется, это значит -- телевидение все таки работает на аудиторию. То есть, если что-то перестало быть востребованным взрослыми, старшим, средним поколением (так отвечают телевизионные начальники на вопрос: «Почему нет рейтинга у таких-то программ, почему ушли они из эфира?» -- «А не смотрят Сорокину -- и нет ее в эфире!»), то молодым, видимо, важно себя понять. Иначе канал MTV не запустил бы такого шоу.
Елена Афанасьева, «Эхо Москвы»