|
|
N°127, 20 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В народ не пошло ни одного рекламного слогана
К очевидным успехам сезона прежде всего относится качественный рост отечественных сериалов, причем как игровых, так и документальных.
Игровые сериалы, прежде всего силами «Доктора Живаго» (НТВ) и «В круге первом» («Россия»), опираясь на высокую литературу, вышли на качественно новый уровень, выбравшись таким образом из замкнутого круга мело- и криминальных драм. Причем в тени этого успеха оказался, например, «Казус Кукоцкого» (НТВ», также стремившийся внести медитативную глубину в общую сериальную одноплановость. На этом фоне можно говорить уже и о настоящем творческом просчете «Золотого теленка» («Первый»), причем абсолютном -- Михаил Ефремов, например, блеснул в роли Васисуалия Лоханкина.
В документалистике же очевидно стремление рассказать о том или ином явлении истории с максимальной на сегодняшний день подробностью. В ряду таких фильмов -- «Братство бомбы» и «Битва за космос», которые можно считать дилогией. Во втором фильме, являющемся копродукцией с Би-би-си, найдено удачное сочетание документальных и полноценных игровых эпизодов, к которым эволюционировали ставшие уже привычными «реконструкции». Так же максимально подробно излагала свою тему более чем 70-серийная, но сделанная без единого «реконструированного» кадра, -- только хроника, закадровый текст и рассказчики: «Вторая Мировая. Русская версия» Виктора Правдюка (ТВЦ). И конечно, нельзя не отметить напор «Ударной силы» («Первый»). Темно-синий в широкую светло-серую полоску двубортный приталенный костюм ведущего Александра Ильина был неподражаем.
«Документальная камера» Андрея Шемякина («Культура») провела огромную просветительскую работу, представив лучшие образцы этого жанра в мировом кино и показав, что кинодокументалистика -- самое близкое к телевидению искусство. А новый цикл «Нет пощады никому» Якова Гордина, рассказывавшего о неизвестных эпизодах эпох Александра I и его брата, -- из числа достижений познавательного телевидения, которым и должен заниматься канал «Культура».
Заметим, что успехи сезона и в игровом, и в документальном ТВ так или иначе оказались связаны с исторической тематикой.
В разработке же современных тем неожиданны и тем более ценны успехи другого специализированного канала. «Преферанс по пятницам» заставлял переживать каждый ход участников нашей народной игры почти так же живо, как и движение шаров на зеленых столах чемпионата Европы по русскому бильярду, который, между прочим, проходил в Литве, а победил в нем гражданин Украины («Спорт»).
А к самым заметным недостаткам сезона отнесу повсеместное угасание творческого начала в рекламе. За весь сезон не пошло в народ ни одного нового слогана. Где былое суворовское «Ждем-с»? Где персонажи, равные Лене Голубкову? Где хотя бы «райское наслаждение»? Раз уж я как зритель обречен смотреть рекламу, то почему бы не делать это с удовольствием?
Сергей Фомин, журнал «Телефорум»