|
|
N°127, 20 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Индустрия успеха
Индустриальные успехи ТВ зримы и конкретны. Выход на биржу «СТС-Медиа» -- доказательство менеджерского таланта Александра Роднянского и профессионализма его команды, а также подтверждение нового состояния телевизионной индустрии, готовой продавать мечту. Премьерный кинобум (от «Ночного дозора» до «9 роты») и новый закон о рекламе, приближающийся к европейским стандартам, ожидание «цифры» и появление новых каналов, приход на REN TV иностранцев (неважно, что по разрешению и под присмотром) -- все это говорит о российской телевизионной индустрии как об индустрии успеха, привлекательной и перспективной.
Если говорить об идеологии на экране, то здесь тонкая настройка с признаваемой уже публично цензурой чередовалась с пропагандистскими заказами и информационными кампаниями. Репортаж о «шпионском камне» опирался на материал сомнительного свойства, но использовал технологию «убеждения фактами». Материалы, разоблачающие «Родину», чаще основывались на подтасовке и постановке. Использование на телевидении «маленького человека» -- «дело Щербинского», «дело Сычева», «дело Прокофевых» -- это, как правило, результат запоздалой реакции какой-нибудь правящей политической силы на события, которые уже нельзя игнорировать. Большое телевидение поднимало информационные волны, после спада которых интерес к теме, а главное, к людям, сходил на нет. Постоянная, главная и самая приятная новость -- от «Первого» до «Спорта» -- это Владимир Путин, который с удовольствием продолжает исполнять роль главного героя страны.
Информационное обслуживание правящего класса в минувшем сезоне при всей его предсказуемости (все, что инициировано не президентом или «Единой Россией», не может стать информационным поводом) все-таки трансформировалось в разную стилистику новостей. Парное ведение не оживило державную консервативность «Вестей». Новости на «Первом» -- и технологически, и по исполнению -- перестали отличаться от крепко сколоченных программ конкурентов, но добавка социальной тематики оставляла ощущение, что это новости и «про людей». При стабильной однотонности информационной картины для большинства появились новости для меньшинств. В информационном канале на экспорт (Russia Today) находится место для «Другой России». Информационный канал для «премиум-класса» («Вести 24») -- минималистский, некомментированный, максимально прямоэфирный, эксклюзивный, с картинкой из жизни страны -- привлекает к информационному телевидению активного зрителя (и региональных начальников, чтобы «сверяли часы»). Премьеры общественно-политического вещания констатировали усталость жанра: Гордон, Шевченко, Павловский -- могли бы быть, а могли бы и не быть. Впрыскивание полемичности в анемичное подцензурное телевидение -- этой мучительной процедурой весь сезон занимались на больших каналах, имитируя большой стиль дискуссионных программ. Выделялся Соловьев, поскольку нагл и талантлив.
Главное мерило успеха минувшего сезона безусловно сериал, который остается и главным поставщиком новых мифов -- и про офисную жизнь, и про милую дурнушку, добившуюся карьерного успеха и личного счастья. Образы «мужчин в погонах» впервые за минувшие годы теснили женщины -- сериальные няня Настя, Катя Пушкарева, мамочки из «9 месяцев» и реальная Мария Ситтель в «Танцах со звездами». Кстати, выяснилось, что помимо «суверенной демократии» любовь и рождаемость тоже может стать одной из идеологем нашей родины.
Экранизация классики («Мастер и Маргарита», «В круге первом») облагораживала экран и смягчала криминальный удар, особенно на НТВ, которое успешно и эффективно освоило зону «трэша» и «ТВ-шансона». «Капиталистические» форматы на ТНТ пока на ощупь, но начинают прояснять новое лицо российского предпринимателя. В конвейерном потоке документальных историй о насилии, мерзостях человеческой натуры все-таки попадались полуночные жемчужины («Братство бомбы», «Исторические хроники»).
При активном продвижении выборочного примирения с прошлым и возрождении российского государственного величия, а также современного домостроя и частных ценностей ценности индивидуальной свободы и гражданской активности стоят в ином идеологическом ряду и вряд ли понадобятся телевидению следующего сезона.
Анна Качкаева, «Радио Свобода»