Льготный режим промышленной сборки, действующий для сборки автомобилей, может быть распространен и на производство автокомплектующих. Как рассказали вчера «Времени новостей» в Минэкономразвития, министерство подготовило соответствующие поправки к правительственному постановлению №166 (устанавливает режим промсборки). По словам собеседника газеты, «в первую очередь поправки ориентированы на российских производителей автокомпонентов, но переговоры ведутся и с западными компаниями». Кроме того, в документе дан детальный перечень
автозапчастей, подпадающих под льготный таможенный режим, что должно сделать промсборку еще более привлекательной.
Поправки будут рассмотрены 25 июля, на ближайшем заседании Межведомственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле. МЭРТ считает, что документ будет одобрен, так как он согласован с другим ключевым ведомством -- Минпромэнерго. Поддерживают нововведения и автопроизводители. Таким образом, первые инвестсоглашения могут быть подписаны уже в этом году.
Как известно, принятое в марте прошлого года постановление предусматривает снижение до 3--5% либо полную отмену таможенных ввозных пошлин на автодетали, предназначенные для сборки автомобилей в России. Список компонентов определяется для каждого производителя отдельно. Мощность производства должна составлять не менее 25 тыс. машин в год при работе в две смены. Кроме того, производитель обязуется в течение нескольких лет постепенно снижать количество ввозимых запчастей, доводя уровень локализации производства на российской территории до 50% в течение пяти лет.
Но получилось, что компании, собирающие автомобили, могут ввозить детали по льготным ставкам, а производители сложных комплектующих (таких, как двигатели, коробки передач, мосты) под этот режим не подпадают. Таким образом, автозаводам выгоднее покупать крупные компоненты за границей, а не у отечественных производителей. Новое постановление, уверены в МЭРТ, будет выгодно и для российских предприятий, например Ярославского завода двигателей или Казанского производственного моторостроительного объединения, выпускающего автоматические коробки передач для автобусов. Кроме того, сообщили в министерстве, сейчас ведутся переговоры сразу с несколькими крупными западными компаниями -- производителями автокомпонентов.
Новые возможности для использования режима промсборки появились в связи с неудачными переговорами о присоединении к Всемирной торговой организации. Когда эти переговоры завершатся, новые инвестиционные соглашения заключаться уже не будут. Автогиганты торопились войти на российский рынок до 1 июля, так как все рассчитывали, что на саммите «большой восьмерки» будет объявлено о вступлении России в ВТО. Однако окончание переговоров отложено на неопределенный срок, и за это время может быть заключено еще несколько новых инвестиционных соглашений.