|
|
N°126, 19 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Учить по-русски
Участники G8 подписались под российской концепцией развития образования
Лидеры стран «большой восьмерки» прислушались к предложениям России по концепции развития образования во всем мире. Таков главный итог переговоров по доступности образования, проходивших в рамках завершившегося в Санкт-Петербурге саммита «большой восьмерки». Главы государств G8 подтвердили намерение развивать болонский процесс и способствовать «повышению мобильности студентов, преподавателей и исследователей». Высказались за повышение экономической и научной автономности вузов, согласились с тем, что от современной высшей школы следует ожидать несколько большего, нежели учебной и исследовательской деятельности. А именно создания опытных инновационных разработок и внедрения их в производство. «Мы будем сотрудничать в создании исследовательских сетей с участием высших учебных заведений, научно-исследовательских центров и бизнеса, а также пользоваться новейшими технологиями, которые они разрабатывают. Мы будем поощрять сотрудничество между университетами и промышленностью», -- говорится в заявлении участников саммита.
Одним из важнейших достижений переговоров российская сторона считает договоренности о «соответствии квалификационных требований к профессиональному образованию в разных странах». «Речь не идет о стандартизации программ или взаимном признании дипломов. Мы говорим о том, чтобы достичь прозрачности в образовании, -- пояснил «Времени новостей» советник министра образования и науки Андрей Волков, руководивший экспертной группой, которая готовила для глав государств материалы по образовательной тематике. -- К примеру, необходимо официально признать, что инженер в Китае и России -- это такие-то знания, инженер в Соединенных Штатах Америки -- это уже чуть другие компетенции. Очень важно для международного рынка труда понимать, кто кого готовит».
Обсуждая проблемы обучения молодого поколения во всем мире, главы государств «большой восьмерки», по сути, подписались под основными положениями российского национального проекта «Образование» и Федеральной целевой программой развития образования до 2010 года. Руководитель рабочей группы, готовившей итоговую образовательную декларацию, считает это признанием заслуг нашей страны. «С формальной точки зрения документ принят в том виде, в котором был подготовлен российской стороной», -- уточнил г-н Волков.
С другой стороны, и Россия, решившись на модернизацию образовательной сферы, сделала серьезный шаг вперед по пути, которым идут крупнейшие индустриальные державы. «Очень важно, что у нас стартовали проекты с инновационными вузами, бизнес-школами, мы тем самым догоняем мир, -- считает советник министра образования. -- Мир, конечно, тем временем шагает дальше, но Россия уже вернулась в большую политику, в том числе в образовательную политику. И нам очень важно сейчас не расслабиться и не сбавить ритм».
Отечественные чиновники отдают себе отчет в том, что петербургские соглашения не будут реализованы моментально. Выступая накануне на пресс-конференции в северной столице, министр образования и науки Андрей Фурсенко признался, что далеко не всегда за принятыми декларациями следуют немедленные конкретные шаги. Однако, по его словам, роль саммита в другом -- задать стратегическое направление и сделать мощный политический месседж от лица руководителей государств к обществу.
Кирилл ВАСИЛЕНКО