|
|
N°125, 18 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сами мы не местное самоуправление
Конституционный суд отказался разрешать этнотерриториальные конфликты
Конституционный суд России отказался выступать последней инстанцией в одном из этнотерриториальных конфликтов, возникших на Северном Кавказе в связи с реформой местного самоуправления. Вчера конституционные судьи прекратили производство по жалобе граждан Кабардино-Балкарии, оспоривших новые законы своей республики, по которым их сельские населенные пункты оказались присоединены к городу Нальчик.
Законы «Об административно-территориальном делении Кабардино-Балкарии» и «О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарии» были приняты в феврале 2005 года -- за несколько месяцев до смены президента в этой республике и нападения боевиков на ее столицу, случившегося 13--14 октября. По этим законам несколько селений, населенных преимущественно этническими балкарцами, оказались присоединены к муниципальному образованию Нальчик. Их жители при этом лишились статуса селян, который предполагал 25-процентную надбавку к окладам бюджетников, стали платить повышенные налоги на недвижимость, лишились сельскохозяйственных угодий, благодаря которым жили в течение всех предыдущих лет. Кроме того, они, по сути, утратили свое этническое самоуправление: балкарские анклавы, включенные в преимущественно кабардинский и русский Нальчик, автоматически потеряли какое бы то ни было политическое влияние.
В прошлом году жители Хасаньи, Белой Речки и нескольких других балкарских сел, поглощенных Нальчиком после начала муниципальной реформы, попытались оспорить соответствующие республиканские законы в суде. Но Верховный суд республики принял решение не в их пользу, признав, что оспоренные нормативные акты полностью соответствуют федеральному законодательству. Тогда жители сел, в частности Хасаньи, попытались провести референдум, на котором, по данным представителей балкарской общины, большая часть селян высказалась против включения в состав Нальчика. Результаты референдума, официально не разрешенного, не были признаны республиканскими властями.
После этого балкарская общественность раскололась. Часть ее, в том числе лидер общественной организации балкарцев «Алан» Суфиян Беппаев, верит обещанию нового президента Кабардино-Балкарии Арсена Канокова сохранить в республике приемлемый для всех баланс этнических интересов. Другая часть, группирующаяся главным образом вокруг лидеров сельских общин присоединяемых населенных пунктов, очень скептически относится к обещаниям властей.
К слову, до налета боевиков на Нальчик именно балкарцы считались наименее благонадежной частью населения республики. Эта этническая группа составляет в КБР меньшинство, страдающее от безработицы и безземелья гораздо больше, чем другие, и пересмотр муниципальных границ только усугубил эту ситуацию. Социальное неблагополучие и символическое представительство в структурах власти подталкивало балкарскую молодежь в сторону так называемого «чистого ислама». Широко известный боевой джамаат «Ярмук», почти полностью ликвидированный силовиками за несколько месяцев до нападения на Нальчик, состоял преимущественно из балкарцев. Первые зачистки после октябрьского налета прошли также в балкарских селах, хотя среди нападавших большинство составили кабардинцы.
Отказ конституционных судей рассмотреть жалобы жителей балкарских сел на несправедливое перераспределение земель едва ли содействовал дальнейшей стабилизации в окрестностях Нальчика. Судьи, впрочем, сослались на то, что оспоренные селянами республиканские законы не противоречат федеральному закону №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». К этому закону граждане не высказали претензий. Хотя известно, что Кабардино-Балкария -- отнюдь не единственное место на Северном Кавказе, где этот нормативный акт вновь вызвал к жизни этнотерриториальные конфликты, которые казались затихшими еще в первой половине 90-х годов прошлого века.
Теоретически недовольные селяне могут теперь оспорить в КС сам 131-й федеральный закон, который за период после принятия и так был довольно существенно подправлен законодателями. Со своей стороны власти КБР в лице президента Канокова делают ставку на то, чтобы обеспечить равные права всем жителям вне зависимости от их этнической принадлежности, снизив, таким образом, ее значение в политической жизни. Впрочем, такие существенные ментальные перемены потребуют слишком много времени.
Иван СУХОВ