|
|
N°125, 18 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Начать с нуля
Airbus принял решение на 10 млрд долларов
Исполнительный директор концерна Airbus Кристиан Стрейф объявил вчера на международном авиасалоне в Фарнборо, что его фирма решила заново начать проектирование самолета A350. Это задержит реализацию проекта на два года и увеличит его стоимость до 10 млрд долл. -- вдвое больше первоначальной сметы. Г-н Стрейф сообщил, что Airbus обратился к правительствам Франции, Германии, Испании и Англии -- всех стран, компании которых являются акционерами авиастроительного концерна, -- с просьбой субсидировать проект. Европейским правительствам предстоит принять непростое решение. Практику предоставления Airbus материальной помощи из бюджета жестко критикуют США, которые даже открыли против Евросоюза дело в рамках Всемирной торговой организации, заявляя, что такие субсидии нарушают принцип честной конкуренции.
Трудности с А350, а также с другим перспективным проектом Airbus -- гигантским лайнером А380 -- стоили карьеры Густаву Хумберту, предшественнику г-на Стрейфа на посту исполнительного директора концерна. Последнее важное публичное заявление, которое г-н Хумберт успел сделать до увольнения, как раз касалось А350. В мае этого года он сказал, что концерн решает, продолжать ли проектирование этого самолета прежним курсом или пожертвовать проделанной работой и начать все с нуля. Изначально европейские авиастроители собирались получить А350 относительно простым путем: модернизировав существующий самолет А330. С теми техническими характеристиками, которые предполагались у А350 в этом случае, европейский лайнер откровенно проигрывал конкурирующей разработке Boeing-787, создаваемой сейчас в США. Г-н Хумберт обещал сообщить о сделанном выборе во время авиасалона Фарнборо.
Выполнять это обещание пришлось Кристиану Стрейфу, назначенному главой Airbus всего две недели назад. Вчера он сказал, что теперь самолет будет иметь более широкий, заново спроектированный фюзеляж. В ознаменование этого факта модель переименована в A350XWB (extra wide body). Чтобы она отвечала всем возможным специфическим запросам разных авиакомпаний, будет спроектировано три ее модификации (ранее предполагались две). Перевод проекта на новые рельсы г-н Стрейф обещал совершить за три месяца. Он признал, что в новых условиях проектирование А350 займет на два года больше, чем ожидалось. Ранее начало коммерческих поставок было запланировано на 2010 год, теперь оно передвинулось на 2012 год. Г-н Стрейф, правда, сказал, что сделает все возможное, чтобы сократить этот срок.
Нет полной ясности с источниками финансирования проектных работ. Г-н Стрейф сказал, что стоимость их теперь оценивается в 10 млрд долл. и что Airbus обратился к правительствам Франции, Германии, Испании и Великобритании «за помощью и поддержкой».
Глава концерна рассказал также о проблемах с А380. В прошлом году Airbus объявил, что начало поставок этого самого большого из созданных до сих пор самолетов задерживается на шесть месяцев по сравнению с ранее утвержденным графиком. Месяц назад объявление о новых проблемах в проектировании гигантского воздушного судна привело к резкому, более чем на четверть, падению котировок акций Airbus и его контрольного акционера -- европейского оборонно-космического агентства EADS. Вчера г-н Стрейф сообщил, что в целях преодоления возникших проблем Airbus решил заново сформировать всю сеть поставщиков комплектующих для А380.
Из-за неудачного хода проектов А350 и А380 Airbus уже уступил значительную долю мирового рынка гражданских самолетов своему извечному американскому конкуренту -- фирме Boeing. Европейцам это особенно обидно потому, что в течение пяти предыдущих лет они опережали Boeing по количеству проданных самолетов. Но за шесть месяцев этого года Boeing получил заказы на 487 самолетов, тогда как Airbus -- только на 117.
Михаил КУКУШКИН, Фарнборо