|
|
N°125, 18 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Черный день для британского правосудия
В смерти бразильца виновных нет
Вчера британская Королевская прокурорская служба вынесла предварительное решение по делу о гибели Жана Шарля де Менезеса, убитого год назад по ошибке лондонскими полицейскими. Обвинений против конкретных лиц не выдвинуто. Ответственность понесет полиция в целом.
27-летний гражданин Бразилии Жан Шарль де Менезес (на снимке) был убит 22 июля 2005 года в лондонском метро семью выстрелами в голову. Свои действия агенты контртеррористического подразделения Скотланд-Ярда объяснили тем, что приняли бразильца за террориста-смертника. Молодой человек «южной национальности» был, по их словам, одет в просторную одежду, имел при себе сумку и, услышав свисток, пустился бежать.
Нервы у полицейских были на взводе. За день до трагедии в британской столице были предотвращены теракты смертников. Двумя неделями ранее, 7 июля 2005 года, в общественном транспорте Лондона произошли теракты, в которых погибли 52 и были ранены 700 человек. До этого большинство британских полицейских не имели при себе огнестрельного оружия. После терактов стражей порядка вооружили, и они получили новые инструкции, позволяющие стрелять на поражение. «Подобные действия полностью соответствуют закону, -- заявил тогдашний председатель Ассоциации британских офицеров полиции Крис Фокс. -- Я не знаю ни одного офицера, который бы выстрелил в человека, не имея на то причин. Они увидели угрозу и попытались ее предотвратить».
Однако данные видеозаписи метрополитена свидетельствовали об обратном. В руках у убитого не было ничего, кроме газеты. Одет он был в облегающий джинсовый костюм и двигался без особой спешки. Премьер Тони Блэр принес официальные извинения семье погибшего и пообещал ей материальную компенсацию. Родные погибшего от денег отказались и потребовали правосудия.
Адвокат семьи Менезеса Ясмин Хан настояла на уголовном расследовании инцидента. Дело было поручено Независимой комиссии по жалобам на полицию. В январе комиссия закончила работу, заключив, что цепочка «организационных оплошностей» и «трудности в коммуникации» привели к тому, что «два опытных полицейских застрелили невиновного человека».
Комиссия просила прокуратуру возбудить дело против троих полицейских, непосредственно связанных с инцидентом. Но королевские прокуроры этого не сделали. Они выдвинули против Скотланд-Ярда обвинения в нарушении правил охраны здоровья и безопасности граждан. Полный отчет комиссии и прокурорский вердикт по делу станут известны лишь по завершении следствия. «Это черный день для семьи Менезеса, для королевских обвинителей и для британского правосудия, -- заявила адвокат Хан. -- Такое решение не является адекватным наказанием за жестокое преднамеренное убийство невинного человека, оно снимает с полицейских всякую ответственность за их действия».
Александра ПУШКАРЬ