Время новостей
     N°125, 18 июля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.07.2006
Панама-2
Великий американский канал ждет капитальной реконструкции
Власти Панамы почти получили добро на капитальную перестройку своего главного национального достояния -- знаменитого канала, соединяющего Атлантический океан с Тихим. На прошлой неделе парламент страны одобрил проведение общенационального референдума по этому вопросу, и 22 октября этого года панамцы должны выразить свое отношение к реконструкции канала. Скорее всего народ выскажется в пользу проекта: на данный момент, согласно опросам, почти две трети местных жителей поддерживают начало новой большой стройки, сообщает агентство Франс Пресс.

Панамский канал представляет собой достаточно сложную гидротехническую систему. Посредине перешейка располагается большая впадина, где во время строительства было создано искусственное озеро Гатун. Оно соединено руслами канала с Панамским заливом Тихого океана и Карибским морем. Плюс к тому в самом озере прорыт углубленный фарватер для проводки судов с большой осадкой. При пересечении перешейка с помощью системы шлюзов корабли поднимаются на высоту 30 с лишним метров над уровнем моря. Канал, разделяющий две Америки, в 2014 году отметит свое столетие, но создан он был по проектам еще конца XIX века и, естественно, рассчитан на размер грузовых судов того времени. Ширина шлюзов старых русел канала составляет всего 33 метра, и современным океанским кораблям здесь несколько тесновато. Так что реконструкция действительно является насущной необходимостью.

Проект перестройки канала, уже несколько лет активно лоббируемый президентом Панамы Мартином Торрихосом, предусматривает прокладку нового водного пути, уже третьего по счету. Сейчас у канала уже есть два русла, по одному из них корабли движутся на запад, по другому -- в обратном направлении. Дополнительный, третий путь будет больше существующих: предполагается, что по новому руслу можно будет проводить современные океанские грузовые суда, способные взять на борт до 10 тыс. контейнеров, которые пока вынуждены обходить Южную Америку через пролив Дрейка. Ширина шлюзов нового канала составит 50 метров. По плану строительство займет около восьми лет, а инвесторы потратят на это 5,3 млрд долл. Судя по всему, руководство Панамы уверено, что оно способно изыскать эту гигантскую сумму, а скептики, как водится, не уверены, что эти вложения окупятся в разумные сроки.

Правда, на пути панамских властей, желающих во всех смыслах расширить основной источник доходов государственного бюджета, стоят не только огромные цифры строительной сметы, но и история с лексикографией. Сейчас это слово считается устаревшим, но еще лет 50--70 тому назад «панама» было известным именем нарицательным. Тогда так назвали бы, скажем, то, что в прошедшем десятилетии учинил г-н Мавроди со своим МММ, или фирму «Властилина», созданную скандально известной Валентиной Соловьевой. В 1879 году рыть Панамский канал затеяли французы, для чего была создана Всеобщая компания межокеанского канала -- открытое акционерное общество, бумаги которого продавались всем желающим. Акционеров набралось 800 тыс. человек, и все эти рантье ожидали, что канал вот-вот будет построен и на их текущие счета начнут капать солидные дивиденды. Но компания погрязла в коррупции, истратила полученные деньги и разорилась, так и не достроив канал, а вклады французов обесценились. После этого современники стали называть любую аферу такого рода панамой, и это слово на несколько десятилетий вошло в словари.

Канал потом достроили американцы, которые и получили на многие десятилетия контроль над этой главной водной дорогой из Атлантики в Тихий океан. Для этого, кстати, пришлось устроить «праздник сепаратизма» в Новой Гранаде, которая в начале прошлого века раскололась и образовала нынешние Панаму и Колумбию. С властями маленькой Панамы, контролировавшей ключевой перешеек, и был заключен договор, по которому зона канала оставалась под юрисдикцией США (это положение просуществовало до 1999 года).

Вопрос о расширении канала поднимался регулярно, но размышления на эту тему, как правило, останавливала гигантская сумма, которая потребовалась бы на строительство. Время от времени вспоминали даже альтернативный никарагуанский проект, который в свое время рассматривался наряду с панамским. Система двух крупных озер Манагуа и Никарагуа расположена очень близко к тихоокеанскому побережью, хотя вытекающая из Никарагуа река Сан-Хуан течет на восток и, пересекая всю страну, впадает в Карибское море. И чтобы составить конкуренцию Панаме, никарагуанцам достаточно прорыть небольшой канал от озер к Тихому океану. Но этот проект еще более трудоемок, чем панамский, поскольку как минимум пришлось бы углублять и расчищать русло Сан-Хуана. Плюс к тому озера лежат в активной тектонической зоне, поэтому в строительство гипотетического никарагуанского канала пришлось бы закладывать риски землетрясений и извержений вулканов.

Второй великий канал -- Суэцкий -- тоже ждет реконструкция. Правда, тут речь идет не столько о расширении русла, сколько о его углублении на 20 метров. Это решение было принято еще в 2005 году, а работы, если не случится никакой «панамы», закончатся в 2010 году. Суэцкий канал, кстати, не только длиннее Панамского (163 км против 81,6), но и сильно старше. Его прорыли к 1869 году, когда морской транспорт еще в основном был парусным и деревянным, хотя первые пароходы уже курсировали по основным океанским путям. Впрочем, реконструировать судоходный путь между Средиземным и Красным морями не так уж сложно: перепад высот невелик, а копать широкую канаву в пустыне не так уж сложно. В Панаме необходимо строить шлюзы и прокладывать русло в более твердых породах.

Владимир ДЗАГУТО