|
|
N°125, 18 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
При всем богатстве выбора...
В МГВЗ «Новый Манеж» 11-й раз проходит Московский международный форум художественных инициатив -- групповая выставка-фестиваль, традиционно маркирующая окончание артсезона. При этом форум совершенно не обязуется подводить его итоги: это абсолютно автономное формирование, плод деятельности бессменного главного куратора проекта искусствоведа Георгия Никича. Он (впрочем, по итогам открытого обсуждения) объявляет очередную тему выставки, всякий раз претендующей на концептуальность и связный сюжет (о чем -- ниже); он подбирает участников, запрягая в одну упряжку столичных знаменитостей и провинциальных дебютантов; он выстраивает объемную экспозицию в одном из самых комфортабельных и современных залов Москвы.
Респектабельное пространство, официальная поддержка столичного комитета по культуре, широкий географический диапазон экспонентов, честно съезжающихся со всей страны и даже из-за границы, цветной каталог да летнее затишье, в конце концов, форуму достаточно было отпущено судьбой, чтобы стать за десять лет одним из важнейших российских художественных событий. Не стал. Из года в год на вернисаж приходит вся тусовка лишь для того, чтобы затем недоумевать и материться в курилке. У арткритиков уже иссякли все запасы ядовитой слюны по адресу никичевских инициатив. В этом году даже администрация «Нового Манежа» недвусмысленно намекнула о своем отношении к мероприятию. К запланированному дню вернисажа оказалось, что половина помещений отдана под презентацию модных иномарок, и открывать форум пришлось в два этапа: сначала в редуцированном варианте и только через неделю -- в полном. Что, конечно, следствие типично хамского отношения к культуре, но необязательная, сумбурная, разношерстная, крайне неровная (как и всякий раз!) выставка ничего не потеряла в результате такого «распиливания». Тем самым окончательно подтвердив свою ненужность.
Как кажется, все дело в том, что форум так до сих пор и не нашел свое место в марширующей артколонне. У проекта амбиции, равные амбициям крупнейших международных смотров современного искусства вроде Венецианской биеннале или «Документы» в Касселе. Там кураторы, собирая выставку с несколькими сотнями участников, очень любят придумывать звучные, философические, но предельно абстрактные темы. Например, «Плато человечества» или «Диалектика надежды», как было на I Биеннале в Москве в прошлом году. Это чтобы необходимый идейный бэкграунд в виде сопроводительных рассуждений теоретиков не сдерживал легион художников, хороших и разных.
Никич тоже преуспел во всеохватности названий, которые ни к чему не обязывают. «Контрольная станция чувств», «Искусство как туризм», «Рай», «Мы» -- вот некоторые темы предыдущих форумов. У этого -- «Выбор». При этом в английском переводе организаторы специально указывают на многозначность (то есть неопределенность) понятия. Choice / Selection / Alternative -- написано на обложке двуязычного каталога. Тем самым самих потенциальных авторов выставки милостиво освободили от ситуации выбора того, что предложить куратору: при таких призрачных сюжетных границах при соответствующем обосновании сгодится буквально все. (И экспликации-обоснования художников рядом с каждой работой, написанные темно, выспренно, пошло и нарциссично, являются, пожалуй, самыми любопытными экспонатами в "Новом Манеже".)
Однако форум не «Документа». По своему происхождению это проект педагогический, подростково-молодежный, отчет неутомимого культуртрегера Никича об его поездках по стране (сначала за деньги Фонда Сороса, потом за счет Института культурной политики, теперь подключился Фонд Михаила Прохорова) с целью проведения семинаров для начинающих художников, кураторов или музейщиков, пробующих себя на ниве современного искусства. Потому-то на форуме всегда было так много «молодняка» -- и из регионов, и тех, кто окончил курсы contemporary art в обеих столицах (за образовательными программами своих московских и питерских коллег Никич тоже следит).
Конечно же искусство новичков, как уже говорилось, подкреплялось артефактами мэтров (кто ж пойдет смотреть на выставку дипломных работ?!), но выполненных все больше в жанре летнего bon mot. Благим итогом стало то, что для многих постоянных зрителей форума имена былых "черных лошадок" из Нижнего Тагила, Екатеринбурга, Владивостока, Саратова теперь хорошо знакомы, а многие провинциальные художники и кураторы сами перебрались в Москву. Но ресурсы исчерпаны, и последние несколько лет Никич тасует одну и ту же колоду, причем раз и навсегда попавшие в нее отчего-то не прибавляют в качестве. Может быть, как раз оттого, что выставке дебютантов, графоманов, маргиналов, которой подошел бы слоган "Алло, мы ищем таланты!", дарован режим максимального благоприятствования, вольготности и необязательности, отсутствия концептуальной дисциплины?
Есть несколько вариантов вывода форума из затянувшегося кризиса. Подведение итогов сезона с демонстрацией всего лучшего, что было показано в галереях в течение года, -- этакое the best of, адресованное прежде всего широкому зрителю. Демонстрация лучших региональных проектов за год-два -- не всякий профессионал знает, что было на Красноярской биеннале или на фестивале на Соловках. Ужесточение правил экспозиции -- от большей четкости темы до строгого жюри, отметающего откровенный хлам. В конце концов, объявление конкурса проектов на судьбу форума -- пусть он в самом деле инспирирует «художественные инициативы». Мало ли что еще можно придумать. Главное -- придумать.
Другой альтернативы нет.
P.S. Специально не писал об экспозиции в «Новом Манеже», ибо она не хуже (но и не лучше) прочих, виденных за истекшие пять лет, когда форум-бодрячок стал стухать и вырождаться. Тут важна тенденция, а не частности, некоторые из которых (имею в виду работы) вполне себе хороши.
Александр Панов