|
|
N°124, 17 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рынок региональных самолетов заказан
«Ильюшин-финанс» монополизирует Самару
Сегодня, в первый день работы международного авиасалона «Фарнборо-2006», российская лизинговая компания «Ильюшин финанс Ко» (ИФК) подпишет с самарским заводом «Авиакор» договор на производство 25 самолетов Ан-140. Сумма сделки оценивается в 200 млн долл. Она может превратить ИФК, по крайней мере на ближайшие несколько лет, в практически монопольного заказчика «Авиакора».
Как сообщил вчера «Времени новостей» генеральный директор ИФК Александр Рубцов, генеральное соглашение о поставке и сопровождении эксплуатации самолетов Ан-140-100, которое он намерен сегодня подписать с директором «Авиакора» Сергеем Лихаревым, предусматривает изготовление как минимум 25 самолетов этого типа в течение пяти лет. По словам г-на Рубцова, его компания, которая до сих пор специализировалась на лизинге дальнемагистральных Ил-96 и среднемагистральных Ту-204, решила выйти на рынок региональных воздушных судов. «Мы обнаружили, что существует спрос как на реактивные самолеты этого класса Ан-148 и RRJ, так и на турбовинтовые Ан-140, Ил-114 и Ан-38, -- говорит г-н Рубцов. -- Причем эти проекты не конкурируют между собой, так как авиакомпании, расположенные в европейской части России, предъявляют спрос на Ил-114, а сибирские компании интересуются Ан-140. Мы хотим обеспечить наше присутствие во всем региональном сегменте рынка авиатехники». 25 самолетов Ан-140 -- это, по его мнению, минимальная на сегодня оценка потребностей рынка, и в ходе реализации контракта с «Авиакором» количественные параметры сделки могут быть увеличены. Гендиректор ИФК не назвал стоимость контракта, однако сказал, что, делая крупный заказ, его компания обычно рассчитывает на скидку 20--25% от цены воздушного судна по каталогу. Объявленная цена Ан-140-100 самарской сборки -- 9,8 млн долл. А значит, контракт на 25 самолетов должен стоить немного меньше 200 млн долларов.
Самолет Ан-140 и его модификация Ан-140-100 разработаны киевским Авиационным научно-техническим комплексом (АНТК) им. Антонова. В 1994 году было решено организовать его сборку параллельно на авиазаводах в Харькове, Самаре, а также Исфахане (Иран). До сих пор более или менее стабильного производства удалось достичь только на заводе в Харькове, который с 1999 года продал десять Ан-140 и Ан-140-100 авиакомпаниям Украины и Азербайджана. При этом 23 декабря 2002 года близ Исфахана разбилась одна машина Ан-140, а 23 декабря 2005 года в Баку -- другая.
На «Авиакоре» организация производства Ан-140 оживилась после 2004 года, когда завод перешел под контроль компании «Базовый элемент» Олега Дерипаски. В 2005 году был подписан контракт на поставку трех самарских Ан-140 авиакомпании «Якутия» через Финансовую лизинговую компанию (ФЛК). Летом того же года первый собранный в Самаре Ан-140 в фирменной раскраске «Якутии» был представлен публике. При подписании контракта с «Якутией» было заявлено, что он может быть дополнен заказом еще на шесть--девять машин.
Тем не менее в коммерческую эксплуатацию он до сих пор не поступил. Целый год этот Ан-140 провел на «Авиакоре», где его технические характеристики улучшили до уровня, близкого к Ан-140-100 (в частности удлинили крыло). В начале июля доработанная машина начала летные испытания. На днях ее доставили в Англию для демонстрации на авиасалоне «Фарнборо-2006». Передача заказчику планируется вскоре после окончания салона.
Между тем после заключения соглашения с ИФК останется неясным, сможет ли «Авиакор» физически обеспечить выполнение заказов от каких-либо других клиентов. Руководители «Авиакора» и ИФК говорят, что это возможно. Г-н Рубцов вчера сказал «Времени новостей», что, по его мнению, «Авиакор» может собирать до 15 самолетов в год, и, таким образом, свободные мощности для других заказчиков у завода остаются. Сергей Лихарев ранее называл более скромные цифры: по его мнению, к 2008 году завод сможет производить десять самолетов в год, а с 2010-го -- по 12. Однако делать больше 12 самолетов в год на нынешнем «Авиакоре», считает г-н Лихарев, нереально. Если директор объективно оценивает возможности своего завода, значит, ИФК имеет теоретическую возможность на два-три года полностью загрузить «Авиакор», «закрыв» его от конкурентов.
Михаил КУКУШКИН, Фарнборо