|
|
N°124, 17 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Властный энергоресурс
Лидеры "восьмерки" написали правила рыночного поведения
Лидеры «большой восьмерки» не отважились подписаться под лозунгом, который несколько месяцев назад предложила Россия. Разрабатывая к саммиту план действий «Глобальная энергетическая безопасность», Москва предложила формулу «Энергетический эгоизм не окупается». Эта фраза содержалась в первоначальном проекте плана, а затем была продекларирована и Владимиром Путиным в его программной статье.
Но, хотя в принятом вчера документе нет слов об эгоизме, в нем есть много правильных слов о необходимости открывать энергорынки, делать их прозрачными и улучшать условия для инвестиций. Нашла в нем отражение и российская концепции необходимости увязывать безопасность предложения энергоресурсов с безопасностью спроса на них.
По данным «Времени новостей», документ по энергобезопасности был согласован еще в июне. Компромиссы, которые удалось найти, свидетельствуют о том, что «восьмерка» не просто на словах обеспокоена ситуацией на рынках. Вопрос в том, решатся ли страны-участники действительно следовать вчерашним декларациям.
Так, лидеры пообещали улучшать режим для инвестиций во все звенья нефтяной цепочки, включая нефтепереработку. Как известно, именно этот сектор развивается сложнее всего, в том числе по причине экологических барьеров, установленных в ряде стран «восьмерки».
«Мы понимаем, что важнейшее значение при принятии инвестиционных решений придается энергетической политике и политике в области охраны окружающей среды того или иного государства, -- говорится в заявлении лидеров «восьмерки». -- Соответственно, мы будем способствовать созданию в странах-производителях, странах-потребителях и транзитных государствах предсказуемых режимов регулирования, в том числе стабильного, основанного на рыночных принципах законодательства в области инвестиций, разработке среднесрочных и долгосрочных прогнозов спроса на энергоресурсы, четких и последовательных систем налогообложения, устранению неоправданных административных барьеров, принятию своевременных и эффективных мер по обязательному исполнению контрактных обязательств и доступу к эффективным процедурам по разрешению споров». «В целях повышения гибкости и стабильности энергетических рынков мы будем способствовать сооружению новых и развитию мощностей по переработке углеводородов, а также, там, где это оправдано с экономической точки зрения, расширению торговли продуктами переработки углеводородов», -- декларируют также участники саммита.
Российский министр финансов Алексей Кудрин, комментируя вчера принятый документ, подчеркнул, что цены на нефть растут не по причине сокращения предложения, а по причине «незапланированного роста потребления». Поэтому, считает он, прогнозы потребления должны быть более точными и понятными - и это «существенно увеличит инвестиции в добычу». В принятом документе говорится, что «для обеспечения надежных и устойчивых энергетических потоков в условиях высоких и возрастающих инвестиционных рисков необходимо более справедливое распределение рисков между всеми заинтересованными сторонами, задействованными в цепочке поставок энергоресурсов», а «снижению таких рисков может способствовать экономически обоснованная диверсификация видов контрактов, включая базирующиеся на рыночных принципах долгосрочные и спотовые контракты, а также своевременное принятие решений и надлежащее соблюдение контрактных соглашений и обеспечение их выполнения».
Есть в декларации и пункт, который подразумевает серьезные взаимные обязательства сторон: «Мы примем меры по сокращению барьеров на пути инвестиций и торговли в энергетической сфере. Для повышения эффективности производства и потребления энергии в глобальном масштабе особенно важно, чтобы компании из стран-производителей и потребителей энергоресурсов имели возможность на взаимовыгодной основе инвестировать и приобретать энергетические активы в области разведки и добычи, переработки и сбыта в других странах, при этом соблюдая правила конкурентной борьбы. Формирование инвестиционных потоков между странами на основе рыночных механизмов также будет способствовать укреплению энергетической безопасности за счет повышения уверенности в доступе к рынкам или источникам поставок».
Один из компромиссов - мягкая формулировка по развитию атомной энергетики. Как известно, для Германии и Италии было неприемлемо ставить свою подпись под твердыми намерениями развивать этот сектор.«Те из нас, кто уже разработал или рассматривает планы, связанные с использованием атомной энергии и/или развитием безопасной ядерной энергетики, считают, что ее развитие будет способствовать глобальной энергетической безопасности, позволяя одновременно сократить загрязнение атмосферы и решить проблему изменения климата», -- под таким заявлением Ангела Меркель и Романо Проди сочли возможность подписаться.
Две из стран, кто уже разработал конкретные планы в данной сфере- это Россия и США. Гг.Путин и Буш еще в субботу зафиксировали свое намерение подготовить межправительственное соглашение. Оно позволило бы России надеяться на сотрудничество в сфере производства реакторов на быстрых нейтронах, развитие технологий производства МОКС-топлива (уран-плутониевое топливо для АЭС, полученное путем переработки оружейного плутония и смешения его с ураном) и продажу российского урана потребителям США без посредников и антидемпинговых пошлин (российский топливный уран имеет беспошлинный доступ в США только через американского монопольного агента -- корпорацию USEC). Реализация такого соглашения может принести России, по оценкам экспертов, минимум 9 млрд долл. (см. «Время новостей» от 12 июля).
«Принято совместное заявление, в основе которого -- наши параллельные инициативы по безопасному развитию атомной энергетики, -- прокомментировал договоренности Владимир Путин. -- Его главная цель -- способствовать устойчивому и надежному снабжению этим видом энергии при одновременном снижении опасности распространения ядерного оружия. Полагаем, что это станет возможным при условии создания системы международных центров по обогащению, соединенных в единую сеть. И, разумеется, при строгом контроле со стороны МАГАТЭ. Не менее важно уделять самое пристальное внимание разработке инновационных технологий создания реакторов нового поколения... Мы также поддержали предложение Соединенных Штатов по глобальному партнерству в области ядерной энергетики. Российская инициатива в создании многосторонних центров по предоставлению услуг в области ядерного топливного цикла и идея глобального партнерства в этой сфере хорошо дополняют друг друга».
Глава Росатома Сергей Кириенко указал, что подготовка соглашения о мирном использовании атомной энергии между Россией и США «займет не менее года». Кроме того, он выделил договоренность президентов по глобальному партнерству в области атомной энергетики: "Одним из элементов является идея о создании международных центров. Начнем с международного центра по обогащению урана. Уже выбрано место -- это Ангарск", -- сказал г-н Кириенко. Он заявил, что рассчитывает до конца первого полугодия 2007 года предоставить все документы для постановки под контроль МАГАТЭ Международного центра по обогащению урана в Ангарске. "За это время мы рассчитываем провести переговоры с третьими странами, которые будут пользоваться услугами этого центра. Эти переговоры сейчас уже ведутся",
-- сообщил глава «Росатома».
В части продажи российского урана американским компаниям, по словам г-на Кириенко, «быстрых решений не будет». В отношении российских товаров и услуг атомной сферы, не включенных в программу ВОУ-HОУ, на американском рынке с начала 90-х годов действует антидемпинговая пошлина в 112%. Г-н Кириенко указал, что российская сторона готова решать этот вопрос как в договорном, так и в судебном порядке. В первом случае вопрос отмены антидемпинговых ограничений может быть решен в течение года, во втором -- потребуется два-три года, полагает он.
Г-н Кириенко отметил, что сотрудничество России и США в области мирного атома и сотрудничество с Ираном --это «два отдельных самодостаточных вопроса, и они будут обсуждаться отдельно». «Наше сотрудничество с Ираном строится на двух принципиальных позициях. Любая страна, соблюдая контроль и требования МАГАТЭ и присоединившись к режиму нераспространения, имеет право на мирную атомную энергетику. При этом должны быть гарантии, что угрозы использования технологий двойного назначения не существует", -- сказал глава «Росатома».
Андрей ДЕНИСОВ, Стрельна, Николай ГОРЕЛОВ