|
|
N°195, 23 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не по традициям
Кремль отсоветовал Николаю Аксененко жаловаться на прокуроров
Страсти вокруг уголовного дела Николая Аксененко вчера достигли высших сфер власти. По информации газеты «Время новостей», рано утром в понедельник генпрокурор Владимир Устинов, чье ведомство предъявило обвинение главе МПС, имел беседу по поводу скандального расследования с Владимиром Путиным, после чего улетел в Мурманск. Николай Аксененко, по информации на вчерашний вечер, должен иметь рандеву с президентом сегодня. Как утверждают источники газеты «Время новостей», сегодня же, вполне вероятно, может состояться и отставка министра. По сведениям этих источников, вопрос об увольнении Аксененко в любом случае уже решен, и его оформление может быть отложено разве что на несколько дней.
Глава же МПС вчера обрушился на Генпрокуратуру. Он назвал ее действия попыткой «приостановить реформу железнодорожного транспорта и дискредитировать власть». «Причем не только в моем лице, а как таковую», -- отметил он. Другие представители власти с ним, впрочем, не согласны. Г-н Устинов, по нашим данным, остался встречей с президентом доволен. А замглавы администрации президента Дмитрий Козак прямо дал понять Николаю Аксененко, что ему не следует апеллировать к исполнительной власти. «Нынешняя позиция министра -- это оттуда, из старых традиций», -- заявил г-н Козак. Кремлевский чиновник назвал такую позицию «абсолютно неправильной и незаконной» и посоветовал главному железнодорожнику обжаловать решение Генпрокуратуры «в законном порядке». О каких именно «традициях» говорил г-н Козак, он не пояснил, но поскольку пик влияния Николая Аксененко пришелся на годы президентства Бориса Ельцина, надо понимать, что речь идет именно о том времени. Однако точку в судьбе российских «традиций» не смогут поставить ни г-н Козак, ни информированные источники, ни Генпрокуратура. Это вопрос президента.
Вчера же Генеральная прокуратура официально разъяснила суть претензий к министру. Ему ставится в вину использование не по назначению 70 млн рублей, которые ушли на завышенные зарплаты и командировочные сотрудников центрального аппарата МПС. Однако следователи не скрывают, что реально в железнодорожном деле фигурируют гораздо большие суммы, а зародилось оно после проверки министерства Счетной палатой. Помимо фактов покупки на государственные деньги дорогих квартир для сотрудников МПС, а порой и для людей, не имевших к министерству никого отношения, следователи огласили вчера и другие нарушения, в которых подозревают МПС. Так, в 2000 году недоплата налогов всеми подразделениями министерства составила 11 млрд рублей. Причем отнять эти деньги у небедного МПС власти никак не могут из-за хитрых манипуляций железнодорожников. Согласно данным Счетной палаты, как только региональные налоговые службы выставляли поручения о списании долгов со счетов подразделений МПС, министерство практически переставало переводить туда деньги, находя другие пути для финансирования железных дорог. Например, в прошлом году самарские власти распорядились принудительно взыскать крупную сумму с ГП «Куйбышевская железная дорога». Тогда МПС, с чьих счетов региональных налоговые органы не вправе что-либо списывать, стало переводить деньги не на счет этой железной дороги, а ее информационно-вычислительному центру.
Заинтересовались в Генпрокуратуре и судьбой денег, выделявшихся на северный завоз. Имея право в отличие от всех прочих министерств заниматься хозяйственной деятельностью, МПС активно участвовало в этой правительственной программе, не только доставляя, но и закупая топливо и различные товары для нужд северных регионов. Таким образом, как посчитали в Счетной палате, железнодорожники пустили не по назначению 700 млрд неденоминированных рублей, предназначавшихся северянам. По всем этим вопросам, согласно данным Генпрокуратуры, помимо самого главы МПС были допрошены шесть его заместителей.
Сам Николай Аксененко в понедельник по-прежнему утверждал, что следователи пригласили его к себе всего лишь в качестве свидетеля и при этом так и не разъяснили, чем же МПС нанесло ущерб государству. Обвинения в неуплате налогов министр назвал необоснованными, пока они не будут подтверждены соответствующими актами. Впрочем, эти акты, как считает глава МПС, можно тут же оспорить в суде. По поводу истории с покупкой МПС квартир Николай Аксененко сообщил, что связано это с «несовершенством существующего законодательства». По уверению министра, пока на допросе побывали не шесть, а всего два его заместителя, «не имевших никого отношения к событиям, о которых идет речь» в уголовном деле. Более того, глава МПС предположил, что идея предъявить ему обвинения исходит не из Генпрокуратуры. Правда, имена своих злопыхателей министр называть не стал.
Михаил ЧЕРНЯК