|
|
N°195, 23 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Судейская оборона
Дмитрий Козак спасает реформу от «выхолащивания»
Судебная реформа может пойти совсем не так, как это виделось весной, когда в Думу вносился пакет необходимых законопроектов. Так расценил замглавы кремлевской администрации Дмитрий Козак большинство поправок, поступивших ко второму чтению президентского пакета, которое планировалось провести в среду. Думский комитет по госстроительству, выслушав вчера позицию г-на Козака, отложил чтение на неделю, чтобы окончательно решить: что рекомендовать к одобрению, а что -- к отклонению.
Ко вчерашнему дню, по мнению г-на Козака, в числе рекомендованных к одобрению попали поправки, которые «выхолащивают» концепцию реформы. В основном они касаются президентских изменений в закон о статусе судей. При их обсуждении весной (в первом чтении) Дума проголосовала за то, чтобы для судей был установлен предельный возраст, чтобы на них распространялась административная ответственность помимо предусмотренной ныне уголовной. Причем для возбуждения уголовного преследования предлагалось избавить прокуроров от необходимости получать согласие Высшей квалификационной коллегии судей. Это не устроило судейское сообщество, что фактически подтвердили побывавшие вчера в Думе главы двух высших инстанций: Верховного суда -- Вячеслав Лебедев и Высшего арбитражного суда -- Вениамин Яковлев. На их взгляд, подобные нормы открывают возможности для давления на судей, что ставит под сомнение независимость третьей ветви власти. Беспокойство судей, видимо, разделил и думский комитет. Депутаты одобрили поправки, гарантировавшие судьям неприкосновенность по части административных правонарушений, а также сохраняли почти неизменной нынешнюю процедуру привлечения судей к уголовной ответственности.
«Независимость стала для судей самоцелью, -- заявил вчера Дмитрий Козак. -- Нам, гражданам, независимость ничего не гарантирует». Гражданам нужна «беспристрастность» судей, которая и «есть цель» судебной реформы.
Убедил ли г-н Козак в своей правоте думский комитет по госстроительству, выяснится в конце недели на внеочередном заседании комитета. Вчера он успел убедить «альянс четырех», выступив на расширенном заседании его координационного совета. Лидер фракции «Единства» Владимир Пехтин по окончании заседания КС выразил надежду, что президентский вариант судебной реформы будет поддержан большинством Думы, даже если профильный комитет будет против.
Правда, кроме президентского пакета думцам придется еще раз провести второе чтение проекта нового Уголовно-процессуального кодекса. Письмо с соответствующей просьбой президент уже направил думцам, как сообщил вчера Дмитрий Козак. К принятию нового УПК депутаты Дум двух последних созывов шли в общей сложности четыре года. «Весь судебный пакет не стоит и одной главы УПК», -- говорили летом преисполненные чувством выполненного долга парламентарии. Теперь выясняется, что рабочая группа, готовившая кодекс к третьему, заключительному думскому чтению, нашла в нем ряд недостатков и подготовила поправки, которые г-н Козак назвал «технологическими». По его мнению, чтобы «устранить шероховатости», депутатам придется повторить свой летний подвиг (обсуждению текста УПК они тогда посвятили несколько часов). Главным недостатком нового УПК Владимир Путин, по словам г-на Козака, считает отстранение прокуратуры от процесса возбуждения уголовных дел. Это произошло в процессе рассмотрения депутатами многочисленных поправок. Представлявшая кодекс член думского комитета по законодательству Елена Мизулина убедила их пойти против мнения комитета и президента и принять ее собственную поправку. Смысл предложения г-жи Мизулиной сводился к тому, что следователю предоставлялось право самостоятельно возбуждать уголовные дела и просто уведомлять об этом прокурора. Если в течение суток прокурор не воспротивился и не вынес соответствующего постановления об отказе в возбуждении дела, дело это считалось по умолчанию возбужденным. Отдавая должное титанической работе, которую проделала г-жа Мизулина, президент остался верен собственным убеждениям. «Каждое уголовное дело может возникнуть только с согласия прокурора», -- процитировал вчера журналистам президента замглавы его администрации.
Светлана МИХАЙЛОВА, Виктор ХАМРАЕВ