|
|
N°195, 23 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В общем строю
Президентская комиссия определит, за что отвечает местная власть
Институт договоров о разграничении полномочий между регионами и федеральным центром будет жить. «Комиссия при президенте по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий, -- сказал вчера ее секретарь Сергей Самойлов, -- не имеет задачи уничтожить договоры». Однако все соглашения, по его словам, должны быть приведены в соответствие принятому в 1999 г. закону «О принципах и порядке разграничения предметов ведения...». То есть строго следовать Конституции -- и никакой самодеятельности субъектов, так как по закону предметом договора может быть лишь «конкретизация предметов ведения и полномочий, установленных Конституцией и федеральными законами, и порядок их исполнения».
Однако председатель комиссии замглавы администрации президента Дмитрий Козак обещал долгую жизнь «трем-четырем договорам», хотя заключено их более сорока. Это -- договоры, имеющие «принципиально новые положения», и, по словам г-на Козака, «даже если они не совсем соответствуют Конституции и федеральным законам, с ними надо поработать и привести их в соответствие». Остальные договоры между центром и регионами можно, по мнению г-на Козака, «разделить на две группы: те, которые полностью идут вразрез с федеральным законодательством, и пустышки, одинаковые практически во всех областях России». Обе эти группы договоров, считает замглавы президентской администрации, надо отменять. Девять регионов, в том числе Республика Марий Эл, Коми-Пермяцкий АО, Челябинская, Ивановская области, по словам г-на Самойлова, уже попросили федеральный центр расторгнуть с ними договоры.
Между тем работа над договорами о разграничении полномочий членами комиссии представляется как некий побочный продукт ее деятельности. Основная ее цель, сказал г-н Самойлов вчера на российско-французском семинаре по проблемам разграничения полномочий, «определить, за что должен отвечать каждый уровень власти -- федеральный, региональный и местное самоуправление». При этом центр вовсе не намерен «перетягивать на себя одеяло», поскольку, по мнению г-на Самойлова, основная обязанность федеральных и региональных органов власти -- «защита прав и свобод, интересов граждан». Во Франции система власти давно сложилась и устоялась, о чем представители французского министерства внутренних дел и муниципальной власти с удовольствием рассказывали на семинаре, но трудности, особенно заметные при разделе бюджетных денег, все равно есть.
В России, похоже, придется за один год (ровно столько Владимир Путин отвел на работу комиссии) пройти двухсотлетний путь Франции, да еще постараться при этом справедливо разделить все полномочия и соответственно деньги. К будущей осени комиссия должна определить функции всех уровней власти и их обеспеченность материальными и финансовыми ресурсами. Кроме того, комиссии предстоит, сказал г-н Самойлов, «оценить рациональность устройства региональных и муниципальных властей, подготовку кадров, то, как они следуют кодексу чиновника, и т.д.».
Кстати, местное самоуправление, не входящее в органы госвласти и по закону подконтрольное только избирателям, -- похоже, особая головная боль для г-на Козака. По его мнению, надо установить жесткий контроль «за расходованием бюджетных средств органами местного самоуправления», которым сегодня «предоставлена полная самостоятельность без всякого вмешательства кого бы то ни было». Надо, по его словам, создать законодательную основу для работы контролирующих органов. Пока за работой муниципалитетов будет следить спецкомиссия, создающаяся из сотрудников аппаратов полпредов в федеральных округах России.
Наталья ГОРОДЕЦКАЯ