|
|
N°122, 13 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кругосветный президент
Роландас Паксас не укладывается в график перелета вокруг земного шара
Экс-президенту Литвы Роландасу Паксасу, вынужденному в прошлом году уйти в отставку после скандального импичмента, сегодня приходится демонстрировать все свое мастерство пилота, чтобы не разочаровать соотечественников еще и невыполнением обещания облететь вокруг земного шара за 40 дней. Бывший член сборной СССР по высшему пилотажу, не удержавшийся на политической арене, Паксас намерен стать 123-м пилотом, совершившим кругосветный перелет на одномоторном самолете. Но стартовавшие месяц назад из Литвы Роландас Паксас и его напарник -- российский летчик Владимир Макагонов неожиданно выбились из графика, преодолев немногим более половины маршрута. Полет, который должен был закончиться уже на следующей неделе, прервался на неопределенный срок из-за неполадок в тормозной системе экспериментального самолета «Феникс» (SM-2000).
Несмотря на проблемы с техникой, Паксас считает, что экспериментальный самолет «Феникс» с серийным номером 1 производства российского предприятия «Техноавиа» оправдал ожидания. Хотя некоторые неполадки заставили поволноваться -- сначала, еще в самом начале полета, повредился автопилот, а в Японии выяснилось, что отказала одна из камер торможения. Но, по утверждению пилотов, другие системы самолета и двигатель не создавали проблем.
До посадки в Японии проблемы возникали в основном из-за обстоятельств, не связанных с самолетом. Например, японские власти за перелет над своей территорией потребовали 8 тыс. долл. -- это примерно десятая часть расходов на всю кругосветку. Поначалу участники экспедиции, не желая выкладывать такую сумму, собирались лететь через Китай. Но поскольку и там получить разрешение быстро не удалось, все же взяли курс на Японию. И едва не попали в тайфун. По признанию пилотов, перелет над островом Окинава стоил им большой нервотрепки -- здесь они встретились с двумя фронтальными бурями. В один момент ветер так придавил самолет, что высота составила каких-то 300 метров. Там же, на Окинаве, Роландас Паксас и Владимир Макагонов теперь ждут запчасти.
Вернуться в Литву к изначально намеченному сроку они очевидно не успевают. Как сообщил пресс-атташе экс-президента, в следующий пункт назначения -- Манилу -- Паксас прибудет как минимум с опозданием на две недели. Затем пилотам предстоит преодолеть почти 5 тыс. км над водами Тихого океана, после чего из Филиппин они полетят в Индонезию, а оттуда -- в Австралию, чтобы вновь вернуться затем в Южную Азию и потом -- в Европу. Правда, маршрут удалось сократить на 10 тыс. километров благодаря тому, что техосмотр самолета, который планировалось провести в Австралии, был произведен в Хабаровске, и пилотам не придется пересекать весь Зеленый континент на юг, где находится подразделение «Техноавиа». Но это едва ли поможет уложиться в 40 дней.
Это на первый взгляд для Роландаса Паксаса и не принципиально -- перед стартом экс-президент утверждал, что всего лишь «решил себе сделать подарок» к 50-летию. Однако не исключено, что экс-президент Литвы еще не поставил крест на своей политической карьере, и акция, завершающая то, к чему стремились легендарные литовские летчики 30-х годов прошлого века С. Дарюс и С. Гиренас, может добавить ему популярности. Ведь он станет первым литовским пилотом, совершившим кругосветный перелет на легком самолете. Пусть и не за 40, а хотя бы за канонические 80 дней.
Владимир СКРИПОВ, Вильнюс