|
|
N°122, 13 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вне зоны доступа
Российский бизнес не научился работать с властями Монголии
Российский бизнес стремится в Монголию осваивать богатые недра, однако его приход в соседнюю страну не будет легким. Это стало ясно в ходе прошедшего вчера в Улан-Баторе завтрака находившегося в Монголии с визитом премьера Михаила Фрадкова с представителями российского и монгольского бизнеса.Семинар символично совпал с 800-летием начала марша Чингисхана-- даты, с которой ведет отсчет монгольская государственность.
Российские предприниматели, услышав призыв премьера говорить максимально конкретно и откровенно, высказали все или практически все, что у них наболело за время продвижения своих проектов. Выяснилось, что перспективы для реализации проектов хотя и просматриваются, но пока туманно, несмотря на вполне однозначные и оптимистичные заявления высокопоставленных чиновников двух стран о прекрасном будущем двусторонних торгово-экономических отношений, основанных на «традиционной и исторической близости двух стран». В этих заявлениях пока больше дипломатии, чем реального дела. Бизнесмены же привыкли мыслить иными категориями, а потому более откровенны.
Из российских компаний в работе в Монголии сегодня больше всего заинтересованы «Северсталь», «Базовый элемент», «Ренова», «Норильский никель», «Зарубежгеология». Они хотят, в частности, добывать уголь, медь, уран, золото, другие цветные металлы, а также возить транзитом грузы в Китай. И именно у этих компаний накопилось больше всего пожеланий и претензий к монгольским властям. Например, глава «Базового элемента» Олег Дерипаска (он уже два года изучает перспективы компании на монгольском рынке) назвал ряд ключевых проблем, решение которых необходимо для успешного прихода инвестиций компании в Монголию. Одна из них вызвана юридической неопределенностью прав на месторождения. Другая -- нестабильностью монгольского законодательства, главным образом налогового. «Необходимо, чтобы налогообложение не менялось восемь--десять лет», -- уверен г-н Дерипаска.
Генеральный директор компании «Северсталь-Ресурс» Роман Денискин также говорил о правах на месторождения. «Северсталь» хотела бы добывать до 10 млн тонн коксующегося угля в год на крупном месторождении «Таван-Толгой». И намерена инвестировать для этого примерно 1,5 млрд долл. Компания готова даже, по словам г-на Денискина, «на любой консорциум», однако непонятно, кому принадлежат права на это месторождение». «Необходимо в течение нескольких месяцев решить этот вопрос, тогда инвестиции в монгольскую экономику вырастут во много раз», -- уверен он.
«Запасы «Таван-Толгоя» подтверждены специалистами СССР еще в 1978 году», -- дополняет и.о. генерального директора «ВНИИ Зарубежгеология» Владимир Кошевник. При этом монгольские власти выдают новые лицензии на разведку. Ему непонятно, как можно при уже давно обнаруженных и доказанных запасах выдавать новые лицензии на изыскания. «Есть компании (не российские. -- Ред.), которые как собака на сене сидят на лицензиях», -- возмущается г-н Кошевник.
Впрочем, и сами российские компании, похоже, ведут себя недостаточно дальновидно, претендуя на одни и те же месторождения, что не слишком нравится представителям российского правительства. «Логично было бы не устраивать конкуренции между нашими компаниями», -- сказал корреспонденту «Времени новостей» замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов.
Кроме того, по заявлению одного из монгольских министров, от компаний России до сих пор не поступило ни одного конкретного предложения о сотрудничестве, тогда как бизнесмены Японии и Китая это давно сделали. Как говорит г-н Шаронов, у россиян в Монголии есть еще ряд сильных конкурентов, в частности из США, Южной Кореи.
Правда, в ходе форума был представлен один проект, который, по заверению его инициаторов, вот-вот начнет реализовываться. Речь идет о нефтегазоперерабатывающем заводе, который собирается построить в Монголии зарегистрированная в этой стране компания со 100-процентым российским участием «Востокнефтегаз». Как утверждает руководство компании, строительство завода начнется уже в июле, а закончится в ноябре 2008 года. По планам «Востокнефтегаза», завод должен не только полностью обеспечить потребности Монголии в бензине, но и экспортировать часть своей продукции. Однако планы «Востокнефтегаза», судя по всему, под серьезной угрозой. Дело в том, что проект не согласован в российских правительственных структурах. Так и осталось непонятным, то ли в компании не знали правила реализации подобного рода масштабных проектов, то ли чиновники где-то промедлили, то ли существует еще какие-то причины возможного срыва проекта. Как бы то ни было, «Востокнефтегазу» и российскому правительству необходимо как можно скорее урегулировать возникшее недопонимание и прийти к согласованному решению. В противном случае такой же завод построит компания другой страны.
То, что российскому частному бизнесу придется постараться, чтобы войти на монгольский рынок, подтверждает и непростая ситуация с тремя крупнейшими государственными российско-монгольскими СП. Это горнообогатительные комбинаты «Эрдэнэт», «Монголросцветмед», а также Улан-Баторская железная дорога (УБЖД). Как сообщил «Времени новостей» один из членов российской делегации, до сих пор не скорректирована нормативно-правовая база, необходимая для взаимовыгодной деятельности этих предприятий, хотя они уже давно работают. Например, у СП «Монголросцветмед» до сих пор нет уставных документов, оно действует на основе межправительственного соглашения. Такое положение дел приводит к ущемлению российских интересов. Правда, в ходе нынешнего визита, по словам источника, удалось договориться о «формализации отношений в рамках трех СП в течение этого года».
Выступая на бизнес-форуме, Михаил Фрадков заявил, что перспективы торгово-экономического сотрудничества России и Монголии «будут зависеть от активности российского и монгольского бизнеса». В ходе премьерского визита в Улан-Батор стало окончательно понятно, что без активной, быть может, даже агрессивной поддержки со стороны российского правительства никакая активность отечественного бизнеса успеха в Монголии не принесет. Слишком много сильных конкурентов устремили свои взоры в глубь богатейшей монгольской земли. Тем более что никаких особых условий хозяйствования России никто в Монголии предоставлять не собирается. «Мы даем всем равноправные условия. Это основа нашей экономики», -- прямо заявил на форуме представитель монгольского правительства.
Михаил ВОРОБЬЕВ, Улан-Батор