|
|
N°121, 12 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пропускная неспособность
Юрий Лужков собирается штрафовать за пробки работников ГИБДД
Московские власти наконец нашли виновных во всех транспортных проблемах столичного мегаполиса. К великому удивлению, крайними на сей раз были признаны не автолюбители, а работники ГИБДД. На вчерашнем заседании столичного правительства Юрий Лужков предложил привлекать к ответственности тех работников полосатого жезла и радара, которые не способны обеспечить бесперебойное движение транспорта по улицам Москвы.
Поводом для столь радикальной смены курса мэрии стало обсуждение очередного проекта создания в городе автоматизированной сетевой системы управления дорожным движением. До сих пор все подобные программы в Москве заканчивались вместе с выделенными бюджетными деньгами, после чего разработчики представляли на суд мэра новый, еще более дорогой проект, якобы предполагающий использование еще более высоких технологий. Так было и на этот раз. Едва выведя за пределы Садового кольца систему автоматизированного управления дорожным движением «Старт», которой недавно исполнилось двадцать лет, глава департамента транспорта и связи мэрии Леонид Липсиц презентовал проект создания в городе «Комплексной интеллектуальной транспортной системы». В своем докладе он пояснил, что проект предусматривает оснащение специальными датчиками не только транспортных развязок, но даже парковочных мест. Детекторы, связанные с головным компьютером по радиоканалу стандарта GSM, позволят контролировать транспортный поток не только по каждой магистрали, но и по прилегающим к ней улицам, что позволит автоматически обеспечивать оптимальный режим движения, уверял г-н Липсиц. По его словам, установка подобной системы на Дмитровском шоссе сразу повысила пропускную способность магистрали на 20%. Сообщив еще массу технических подробностей, глава транспортного ведомства признался, что по проекту среди чиновников имеются разногласия. В частности, городское управление информатизации не определило ни сроки реализации программы, ни объем финансирования, хотя департамент экономической политики вроде бы согласился выделить под программу 2 млрд руб. до 2008 года.
Услышав, что в программе нет ни сроков, ни денег, Юрий Лужков принялся листать представленный ему подчиненными документ и обнаружил, что в нем содержатся лишь методические рекомендации по реконструкции светофорных объектов. «Я извиняюсь, но кроме разговоров о ремонте светофоров я не услышал каких-то мер, которые по-настоящему помогли бы в организации дорожного движения», -- грозно произнес градоначальник. «У вас такая красивая терминология. Ну кто откажется от автоматизированной организации дорожного движения? И давайте теперь под этот термин всякую мишуру наталкивать!» -- обрушился мэр на разработчиков. Отметив, что департамент транспорта должен не «ловить журавля в небе», а найти решение простых вопросов, связанных с организацией движения, мэр первым показал пример. «Сколько мы спорили о том, как надо показывать водителю, куда он должен ехать на этих сложнейших развязках, которые мы сделали на ТТК! До сих пор нет ответа. Есть какие-то старые нормы, которые одряхлели до полного безобразия. Мы предложили простую вещь: я подъезжаю к кольцу, мне нужно повернуть налево. Мы предлагаем, давайте напишем: «Третье кольцо -- налево». Нет, мы должны написать: «Третье кольцо -- Шмитовский проезд». А водитель тормозит и начинает соображать, где этот Шмитовский проезд. А вместе с ним замедляется скорость всего потока. Вот вам "автоматизация", которая не требует миллиардных затрат, а требует простой логики!» -- заявил мэр, помянув для красного словца и известное замечание Гоголя о главных российских бедах. С утверждением Николая Васильевича г-н Лужков полностью согласился.
Чиновники намека не поняли и словно специально принялись доказывать, что гг. Гоголь и Лужков абсолютно правы. Поднявшийся на трибуну глава Центра организации дорожного движения мэрии Сергей Попов, судя по всему, даже после критики градоначальника не расстался с надеждой получить новые деньги под борьбу с пробками. Он заявил, что центр готов стать балансодержателем и заказчиком всей программы, тем более что его подчиненные уже работают над внедрением автоматизированной системы управления транспортом на ТТК. Тут Юрий Лужков уже не выдержал. «Какое еще автоматизированное управление? На третьем кольце нет ни одного светофора! Чем вы там управлять собрались?» -- рассвирепел мэр, под горячую руку которого тут же угодил глава столичного ГИБДД Сергей Казанцев.
Главный столичный автоинспектор дал понять, что ГИБДД не в восторге от перспективы создания в городе автоматизированной системы, способной обеспечить бесперебойное движение транспорта безо всякого участия работников милиции. «Подобная система будет эффективна только в комплексе с другими мерами», -- заявил г-н Казанцев, в очередной раз призвав повысить штрафы за нарушение правил дорожного движения и ограничить въезд автотранспорта в пределы ТТК. «Да, это непопулярные меры, но они дают эффект! Сегодня в центре ездят машины, в которых находится один водитель! Я считаю, это неправильно! Водитель должен въезжать в центр, только если ему туда нужно», -- заявил генерал, не уточняя, кто именно будет решать, каким водителям в центр нужно, а каким -- не очень.
Увидев, как Сергей Казанцев, привычно подменив борьбу с пробками борьбой с водителями, извратил саму идею сетевой системы управления транспортными потоками, Юрий Лужков припомнил столичным гаишникам сразу все. «Как оценивается работа ваших отделений?" -- обратился к главе ГИБДД мэр и сам же ответил: "Она должна оцениваться по тому, как обеспечивается более высокая средняя скорость движения». Отметив, что сегодня появление регулировщика на перекрестке скорее препятствует нормальному движению транспорта, мэр потребовал «разработать меры, которые должна принимать ГИБДД в отношении тех работников, которые тормозят движение», а также принять нормативы времени появления автоинспектора на месте аварии. «Я вас спрашиваю, ну чем еще вам нужно помочь, какими ресурсами, чтобы мы могли сказать, что ГИБДД у нас работает удовлетворительно? Ну все, вплоть до дирижаблей и вертолетов, все выдано, а работа не меняется. Какая вам еще нужна техника, чтобы немедленно зафиксировать ДТП, увезти битые машины и обеспечить непрерывность движения? Ну ничего этого нет. И так вся информатизация накрывается медным тазом. Все впустую, а это деньги!» -- распекал г-н Лужков начальника столичной ГИБДД. В заключение мэр предупредил, что если г-н Казанцев не повысит ответственность своих работников за организацию движения и не заставит их работать как следует, то у него «не будет никаких личных перспектив».
Александр ГУДКОВ