|
|
N°121, 12 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«После смерти врага государства № 1 стране все еще далеко до мира»
Басаев получил по заслугам, но его гибель вряд ли сделает Чечню более мирной. Таков смысл большинства комментариев западной прессы. Так, немецкая Sudddeutche Zeitung называет спецоперацию ФСБ «обманчивым триумфом на Кавказе» и пишет о том, что смерть Басаева -- это лучшая новость года для многих россиян. «Они радуются смерти того, кто радовался смерти заложников», -- пишет газета, но полагает вместе с тем, что новость, поступившая с Кавказа, даст россиянам ощущение большей безопасности, но именно в этом и таится подвох. «Хотя Басаев и был врагом номер один, но он не был единственным врагом. Северный Кавказ не успокоится и после смерти Басаева. Россия показала, что может убивать террористов. То, что она может также победить терроризм, ей еще предстоит доказать».
Другая немецкая газета -- Nordbayrischer Kurier подчеркивает, что, случайность это или нет, но за несколько дней до открытия саммита "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге Путин тоже может похвастаться успехом в борьбе против террора. Он встретится с Бушем абсолютно на равных: ведь ровно месяц тому назад американцы в Ираке в результате точечного удара с воздуха ликвидировали в его укрытии 39-летнего Абу Мусаба аз-Заркауи -- самого разыскиваемого в мире террориста после Усамы Бен Ладена. Путин и Буш, считает газета, действуют аналогичными методами и заблуждаются, веря, что террор можно победить главным образом с помощью оружия. «Из-за своих природных богатств и важных транспортных магистралей Кавказ будет оставаться пороховой бочкой».
Еще одно немецкое издание -- Frankfurter Rundschau также считает, что до мира на Кавказе все еще далеко. Чеченские сепаратисты лишились своего харизматичного командира и способного организатора. Организованные Басаевым террористические акты, такие как одновременный взрыв двух пассажирских самолетов летом 2004 года и последовавший за этим захват заложников в школе Беслана, отвратительны, и их ничем нельзя оправдать. ...Не только в Чечне, но и на всем Северном Кавказе ежегодно насильственной смертью погибают сотни людей, о которых, в отличие от детей Беслана, в газетах не пишут. Террористы ослаблены, но это еще не их конец. Кремль может праздновать ликвидацию Басаева как свою победу. Однако после смерти врага государства номер один стране все еще далеко до мира, считает немецкая газета.
Французская Liberation также полагает, что накануне встречи G-8 в Санкт-Петербурге, на которой Путин хотел бы представить Россию сильной и мирной, это сообщение более чем своевременно. Ведь Басаев был в России действительно террористом номер один, взявшим на себя ответственность за кровавое взятие заложников в Беслане и десятки других терактов.
Другая французская газета -- Le Figaro также пишет об удаче Путина накануне саммита G8 в Петербурге. Смерть Басаева является для Кремля тем же, чем месяц назад стала для Белого Дома смерть Абу Мусаба аз-Заркауи. С одной существенной поправкой: хотя север Кавказа остается в значительной степени нестабильным, Россия может гордиться тем, что она практически покончила с чеченским мятежом, в то время как США не удается предотвратить сползание Ирака к гражданской войне, отмечает газета.
Польская Gazeta Wyborcza напоминает, что как для российского руководства, так и в еще большей степени для обыкновенных россиян Басаев в течение более десяти лет был источником смертельной угрозы. В Кремле, стремящемся подчеркивать сравнение кавказской войны с глобальной войной США против терроризма, охотно называли Басаева кавказским Усамой Бен Ладаном. А самовлюбленный чеченец не имел ничего против этого. «Если они хотят видеть во мне фанатика, террориста, то я с удовольствием буду и тем и другим», -- подчеркивал он.
Британская The Financial Times озаглавила свою статью "Триумф Путина накануне саммита" и считает, что президент России, готовясь в эти выходные в качестве хозяина принимать в Санкт-Петербурге мировых лидеров, не мог и надеяться на более удачную рекламу, чем смерть безжалостного террориста, который считался российским Усамой Бен Ладеном.
Смерть Басаева -- самый большой успех российских спецслужб с 1996 года, когда президент Чечни Джохар Дудаев, впервые объявивший о независимости от России, был убит радиоуправляемой ракетой.
Удача ФСБ позволит Путину заявить о существенном прогрессе на пути к восстановлению порядка в беспокойной республике после проведения президентских выборов в 2004 году и парламентских выборов в 2005 году, в результате которых было установлено пророссийское руководство.
Смерть Басаева может подорвать силы террористов в Чечне. Меньше месяца прошло с убийства Абдул-Халима Сайдулаева, лидера боевиков или "президента Ичкерии", а со дня смерти его более умеренного предшественника Аслана Масхадова -- 16 месяцев, напоминает газета.
Американская The Washington Post в свою очередь считает, что смерть Басаева вряд ли остановит боевиков. Как Басаев преуспевал много лет после того, как российская мина оторвала ему ногу, так и чеченские мятежники продолжают борьбу, несмотря на потерю многих харизматичных и коварных лидеров, пишет газета.
Главный результат смерти Басаева будет финансовым. У него были связи за границей, и, по-видимому, он играл ключевую роль в получении средств на вооружение и содержание мятежников. Однако нарастающая жестокость терактов Басаева, в особенности захват в 2004 году школы в Беслане, где в результате погибло более 330 человек, подорвала сочувствие к боевикам за рубежом; фотографии, сделанные в Беслане, перевешивали все аргументы в пользу недовольства чеченцев Россией, отмечает газета.
|