|
|
N°122, 13 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Федеральный откат
Сенаторы предлагают вернуть часть финансовых полномочий и доходов регионам
21 июля в Москве пройдет заседание Госсовета, посвященное межбюджетным отношениям. Предваряя это событие, первый вице-премьер Дмитрий Медведев встретился в Совете Федерации с региональными законодателями и сенаторами и намекнул, что распределение доходов между центром и регионами может измениться. Причем неожиданно -- в пользу регионов (газета «Время новостей» писала об этом 5 июля).
Как отметил на Совете законодателей в сенате первый вице-премьер, крен в межбюджетных отношениях в сторону центра -- «это существующая оценка сегодняшней ситуации». «Я не готов дать легкий ответ, что в течение трех месяцев все пересмотрят и, допустим, сделают какую-то иную пропорцию, но этим надо заниматься, если мы хотим по-настоящему вытащить нашу социальную сферу да и другие сферы нашей жизни», -- пояснил он. Другими словами, г-н Медведев признал, что недавно достроенная бюджетная вертикаль -- спутница вертикали власти -- ожидаемых результатов не принесла. В федеративном государстве была создана унитарная бюджетная система. Изменения в межбюджетных отношениях, произведенные в последние годы, резко усилили роль центра в финансовом состоянии регионов. А возможностей повышать уровень жизни у самих субъектов федерации осталось немного. Вследствие проводимой финансовой политики количество регионов-доноров уменьшается.
Схема помощи центра регионам выглядит сейчас примерно так: сначала деньги, собранные в виде налогов в регионах, изымаются в центр (по некоторым данным, до 65% налоговых поступлений уходит в федеральный бюджет). Потом центр отдает часть денег обратно в регионы, выравнивая таким образом диспропорции между экономически разными субъектами. Центр руководствуется тем, что страна большая, регионы очень разные, поэтому более богатые должны поддерживать бедных. Такая система не устраивает многих. Основная проблема в том, что уравнивание не помогает развитию отсталых субъектов и не дает в полной мере использовать свой потенциал сильным. В частности, говорится о том, что система лишает местное руководство стимулов искать новые источники доходов, развивать собственную налоговую базу, региональные власти. Теперь назначаемые президентом главы регионов ждут помощи из центра и только перед президентом готовы отчитываться за деньги, полученные из Москвы.
Представитель Красноярского края-донора в Совете Федерации Вячеслав Новиков напомнил «Времени новостей» о недавнем исследовании Счетной палаты, которая обнаружила, что с 2002 по 2006 год федеральный центр забрал у регионов около 600 млрд руб. только с помощью налогов и бюджетного законодательства. При этом регионы получили обратно лишь около 52 млрд руб. «И когда Минфин утверждает, что у регионов растет доходная база (действительно, идет рост промышленного производства), он молчит, что растут и расходы. Грубо говоря, федеральный центр должен регионам. Вопрос, каким образом это компенсировать?» -- спрашивает сенатор.
Дмитрий Медведев, как человек, отвечающий за реализацию национальных проектов, вполне оправданно озаботился выстраиванием новых отношений с регионами. По его словам, «роль регионов в реализации национальных проектов основная, и она будет только возрастать». Поэтому, видимо, и обсуждается идея повышения бюджетной автономии субъектов, в том числе за счет перераспределения в их пользу доходов. Чтобы регионы могли решать хотя бы часть социальных задач на свои деньги. В этом случае регионы будут нести большую ответственность за общенациональные проекты, а потому и заинтересованность в их успешной реализации повысится.
Сами регионы видят свою самостоятельность, в частности, в количестве оставленных у них налогов. «На мой взгляд, необходимо увеличить отчисления налога на прибыль, отдать его в регионы, налог на доходы физических лиц тоже нужно отдать субъектам, -- считает Вячеслав Новиков. -- Отдавать именно эти налоги имеет смысл потому, что они распределены более или менее равномерно по территориям. Кстати, у нас серьезные разногласия с Минфином в этом вопросе. Там считают, что налог на прибыль неравномерный. Но у каждого региона свой экономический потенциал, от него и зависит этот налог. В этом смысле он, конечно, неравномерен. Но у нас и регионы неодинаковы. Правда, налог на прибыль мобильный, его можно перебрасывать из субъекта в субъект. В таком случае государство должно аккуратно в это вмешаться и определить, что налог надо платить там, где он «вырабатывается». Достаточно равномерно, по мнению сенатора, в стране распределен и НДС, часть его тоже можно было бы отдать обратно субъектам. Кстати, раньше 20% этого налога уже принадлежало регионам. Но в перспективы возврата хотя бы части НДС в регионы сенатор Новиков не верит: «Для нашего правительства это священная корова. Если НДС заменят налогом с продаж, то его точно надо будет отдавать регионам».
Именно Красноярскому краю был бы выгоден налог на прибыль, полагает г-н Новиков, потому что в крае серьезно растет производство, много прибыльных предприятий. «А также подоходный налог, так как средний уровень заработной платы достаточно высок, да и НДС тоже был бы кстати», -- добавляет сенатор.
Представитель в Совете Федерации весьма небогатого аграрного Алтайского края Владимир Германенко, оценивая межбюджетные отношения, пожаловался «Времени новостей», что федеральные целевые программ формируются в Москве: «Когда нужно построить мелкий объект, в котором участвует центр, нужно долго согласовывать в министерствах, проводить экспертизы, это очень большая волокита. На дорожное хозяйство выделяются субсидии из центра, на каждый конкретный объект. Было бы предпочтительнее, если бы эти ресурсы отдавали в регионы общей строчкой, не разделяя на объекты, в зависимости от бюджетной обеспеченности или протяженности дорог, количества автомобилей и населения».
Сенатор предлагает оставить на уровне центра только то, что касается объектов федерального подчинения, а все остальные ресурсы отдавать регионам по определенной методике, в зависимости от бюджетной обеспеченности и населения: «Такой опыт есть по Фонду регионального развития. Минфин поставил задачу -- с бюджетом 2007 года попробовать решить эту проблему». Также г-н Германенко предлагает отдать в регионы часть налога с прибыли и 10--15% НДС, чтобы у субъектов федерации была заинтересованность в сборе этого налога.
Представитель в СФ также не слишком богатой Республики Северная Осетия -- Алания Валерий Кадохов сказал «Времени новостей», что, по мнению сенатского комитета по делам федерации и региональной политике, «в централизации доходных источников регионов пора бы поставить точку».
«Центр лопается от денег, а регионы плачут от безденежья, им не хватает на самое главное, даже на те расходные полномочия, которые в ходе разделения властей были переданы регионам (ветеринария, содержание милиции, дороги), -- резюмирует претензии к центру сенатор. -- В лучшем случае присутствует софинансирование. Право повышать зарплату работникам бюджетной сферы центр предоставил регионам. Но у нас в республике 390 млн руб. не хватает на реализацию этого права».
Дарья ГУСЕВА