Время новостей
     N°194, 22 октября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.10.2001
Третье колесо
Благодаря мировой угрозе АТЭС обрела новую перспективу
Завершившийся вчера в Шанхае саммит организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) может стать переломным в истории форума, созданного в 1989 году для того, чтобы обсуждать экономику, не касаясь политики. Мощнейшее лоббирование со стороны США побудило двадцатку лидеров отступить от изначального принципа и принять явно политическую декларацию о борьбе с терроризмом. На призыв Вашингтона присоединиться к борьбе против международного терроризма откликнулись даже лидеры мусульманских Индонезии и Малайзии. Правда, ни Афганистан, ни талибы, ни Бен Ладен, ни нынешние американские удары в декларации конкретно не упоминаются. Напоминая об исходных задачах организации, лидеры акцентируют внимание на борьбе с финансовыми потоками, питающими террористов, и на обмене информацией.

Однако толковать резолюцию о терроризме, прилагающуюся к совместному заявлению, исключительно как уступку Вашингтону, было бы неверно. Практически у всех участников был свой резон поддержать этот документ. Ведь теракты 11 сентября не только нанесли удар по американской экономике, но и потянули назад весь огромный регион, многие государства которого, прежде всего КНР, являются важными торговыми партнерами США. Поэтому декларация по борьбе с терроризмом для них чисто экономический документ. Его цель -- поднять настроение американских и западных покупателей азиатских товаров, а также потенциальных инвесторов на азиатско-тихоокеанских рынках.

Декларация по терроризму может оказать позитивное влияние на судьбы самой этой АТЭС. Дело в том, что на протяжении 90-х годов дебаты на форумах этой организации шли в основном вокруг либерализации мировой торговли и глобализации мировой экономики. Поскольку в АТЭС всегда существовали два лагеря -- «бедных» и «богатых», -- подходы резко расходились: «бедные» либерализацию всячески тормозили, «богатые» -- форсировали. Азиатский кризис 1997 года стал для всех настоящим шоком, но после него позиции «бедных» и «богатых» начали сближаться. Азия нашла свой подход к глобализации, в большей степени отвечающий «азиатским ценностям»: не просто директивное открытие рынков перед партнерами, а неуклонное сближение посредством технологического обмена и подготовки кадров, которые могли бы работать в условиях новой интернет-экономики, так называемый экотек. По образному выражению министра внешней торговли КНР Ши Гуаншэна, эти два направления, классическая либерализация и экотек, -- два колеса, которые должны крутиться синхронно. А борьба с терроризмом стала третьим колесом, добавившим организации устойчивости, поскольку ни по экономико-техническому сотрудничеству, ни по антитеррору принципиальных разногласий между «богатыми» и «бедными» нет.

Былые расхождения о сути либерализации и глобализации, конечно, не исчезли -- просто отошли на второй план. В выступлении на деловом форуме китайский лидер Цзян Цзэминь вновь обрисовал стоящую перед организацией дилемму: «рациональный путь» глобализации экономики и либерализации торговли приведет страны региона к сближению и процветанию, а «иррациональный» (читай -- по западной модели) -- к поляризации и углублению противоречий.

Впрочем, «рациональный путь» гораздо охотнее излагают политики, чем ученые-экономисты: теоретики из «бедных» стран пока не могут предложить собственную глубокую модель либерализации и структурного реформирования экономики. Так что в качестве руководства к действию лидерам региона предложен доклад американских исследователей Кэтрин Манн и Дэниэла Розена из Института международной экономики в Вашингтоне. Они отмечают, что подхваченный в странах АТЭС лозунг «новой экономики» не сводится к изобилию компьютеров и других технологических устройств. По их мнению, без осмысленных структурных реформ технологии или бесполезны, или даже вредны. В общем, выводы американских исследователей ставят «бедных» перед все той же проблемой укрепления рыночных структур, создания открытой среды для инвестиций, прозрачного законодательства, некоррумпированного правительства, -- то есть всего того, что в этом регионе дается с таким трудом. Экономическое присутствие нашей страны на саммите выглядело скромно. Министры похвалили Россию за представление «индивидуального плана» по либерализации, а также приветствовали проведение у нас в 2002 году двух атэсовских мероприятий -- ярмарки инвестиций и международного форума по инновациям в сфере менеджмента. Москва еще не формулирует концептуальные идеи развития, как западные страны, к тому же ее предложения по сотрудничеству с АТЭС, как правило, ориентированы, в первую очередь, на трех дальневосточных соседей -- Китай, Корею и Японию, не захватывая весь огромный регион. Впрочем, Россия имеет шанс учиться правилам атэсовской игры по мере своего включения в достаточно сложную структуру этой организации. К тому же добавление к задачам АТЭС антитеррористической борьбы в одночасье повысило наш статус. Не будучи особенно искушенной в новейших экономических изысканиях, Россия здорово поднаторела в борьбе с террористами, и уж в этом-то не она будет учиться, а сама может поучить кого угодно.

Александр ЛОМАНОВ, Шанхай